Дорожная развязка на 203-м километре этой федеральной трассы, где магистраль пересекается с автодорогой Тула - Новомосковск, в Киреевском районе Тульской области была принята в эксплуатацию в 2007 году. Однако, как было установлено прокурорской проверкой, этот действующий объект до сих пор не может быть законно оформлен в федеральную собственность.
История реконструкции трассы "Дон" началась в 80-х годах прошлого века. Потом реконструкция магистрали долгое время оставалась на бумаге, пока уже в XXI веке не были выделены средства на создание автотрассы европейского уровня. Но к тому времени у участков земли, необходимых для расширения трассы, появились новые собственники - дольщики тех самых колхозов и совхозов.
Вообще-то все землеотводы были определены еще при советской власти, так что никаких особых сложностей не предвиделось. Администрация Киреевского района предоставила участок, дольщики СПК "Болоховский" на общем собрании определились с выделяемыми долями. Правда, в марте 2006 года распоряжением Росавтодора произошла корректировка инженерного проекта на строительство автотрассы "Дон", и если в проекте прошлого века развязка находилась на 222-м километре трассы, то теперь "передвинулась" на 19 километров севернее.
Заказчиком строительства транспортной развязки выступало ФГУ ДСД "Центр", которое и получило в 2006 году разрешение на строительство от тогдашнего главы Киреевского района Владимира Татарникова. К заявлению в числе прочих были приложены правоустанавливающие документы на земельный участок. Как пояснял в прокуратуре заместитель директора ДСД "Центр" Алексей Борисов, в администрацию района в качестве правоустанавливающих документов на землю им были представлены решения тульского облисполкома от 1989 года и свидетельства на право пользования на землю от 1998 года, т.е. составленные задолго до корректировки проекта. Тем не менее эти не слишком легитимные документы почему-то вполне удовлетворили муниципальные власти.
Недовольными остались только собственники земельных участков. Владельцы долей на 222-м километре трассы, как пояснил один из них, Евгений Алифанов, не получили компенсации за то, что у них отобрали землю для государственных нужд. А дольщики земель в районе 203-го километра остались с носом в связи с тем, что по документам строительство велось совсем в другом месте. Фактически же на принадлежащих им установленным и законным образом оформленных участках расположен объект федерального значения, пахать и сеять на котором они, естественно, возможности лишены. Но и у дорожников положение не из лучших - по заключению прокуратуры они теперь попросту не могут законным образом зарегистрировать построенный объект. Ситуация осложняется еще и тем, что финансирование из федерального бюджета мероприятий по выкупу земельных участков на этом участке трассы "Дон" прекращено в декабре 2009 года. Об этом сообщил в ответе на запрос Алифанова заместитель директора ФГУ ДСД "Центр" М. Фомин.
Между тем проверка выделения земельных участков в Киреевском районе под строительство магистрали продолжается. Дело в том, что по похожим причинам - конфликты с реальными владельцами земель - невозможно оформить в госсобственность практически весь участок трассы "Дон" в этом районе Тульской области. Правоохранительные органы интересует также, кому и на каком основании достались почти 35 миллионов рублей, которые ДСД "Центр" перечислил в 2005 году в СПК "Рассвет" за убытки, связанные с изъятием земель под строительство той самой развязки на автодороге "Дон".