17.09.2010 00:25
Культура

В Кремле открылась выставка ювелирных украшений Рене Лалика

На выставке в главном музее страны - лучшие ювелирные украшения из Франции
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №210 (5289)
Читать на сайте RG.RU

В Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля открылась экспозиция украшений и предметов интерьера французского художника и ювелира Рене Лалика.

Рене Лалик прославился в ювелирном мире как создатель стиля ар-нуво. Еще при жизни Лалика его работы стали классикой в дизайне драгоценных украшений XX века и оказали влияние на многих европейских дизайнеров. Его называли изобретателем образа современного украшения, драгоценности с характером и уникальным стилем, а подвески и диадемы от мастера носила актриса Сара Бернар.

Украшения от Лалика романтичны, воздушны и креативны. Любимые мотивы взяты из природы. Это стая ласточек из золота, серебра и бриллиантов, опоясывающая корсаж. Стрекозы и осы, только что покинувшие сочные луга и притаившиеся на маках и васильках из золота и эмали. На подвесках и гребнях для волос - кузнечики и скарабеи.

Все работы Лалика фантазийны. Женская фигура превращается в бабочку, а на эмалях, как узор на морозном окне, проступают сплетенные еловые ветки сказочного леса. Листья лавра из золота, украшенные бриллиантами и жемчугом, в тиарах напоминают о знойной Греции.

Лалик, как никто другой из ювелиров, умел работать со стеклом и эмалью. Он разнообразил сверкающую палитру эмали, чтобы передать жизнь растений и цветов. Сплетение полупрозрачных и плотных эмалей, выполненных на золоте, превращается у Лалика в стебли и листву, оперения птиц и кольца змей. Для того чтобы справиться со струящимися хрупкими крыльями стрекозы, Лалик применял трудоемкую технику полупрозрачной винтажной эмали, описанную Бенвенуто Челлини в "Трактате о ювелирном деле".

Впрочем, Лалик изобрел для ювелирного искусства и новаторские методы. Он впервые придумал использовать для производства украшений маленький пантограф - прибор для копирования планов и чертежей, который до того времени применяли скульпторы и медальеры. Пантограф позволял художнику с высокой точностью воспроизводить в драгоценном металле, слоновой кости или роге рельефы, модели которых предварительно отливались в гипсе, металле или вырезались в воске. Для эмали Лалик тоже придумал свою фирменную хитрость: ювелир добавлял в нее крошечные золотые хлопья, которые придавали эмали волшебное сияние.

Всего на выставке в Кремле представлено 170 работ Рене Лалика. Приехали они из Эрмитажа, музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея Ламбине в Версале, музея Изящных искусств в Кемпере, крупнейших частных собраний.

Выставка продлится до 10 января.

Музеи и памятники Аукционы и коллекции