16.09.2010 00:50
Власть

Россия и Норвегия поделили Баренцево море

Россия и Норвегия поделили Баренцево море
Текст:  Константин Завражин Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №208 (5287) Российская газета - Федеральный выпуск: №210 (5289)
Читать на сайте RG.RU

В затянувшемся между Россией и Норвегией дележе морского пространства и шельфа Баренцева моря поставлена точка.

А поставили ее президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии Енс Столтенберг. Вчера в Мурманске был подписан Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Четыре десятилетия Москва и Осло безуспешно пытались разделить между собой так называемую серую зону Баренцева моря, интерес к которой вполне понятен: здесь сконцентрированы не только рыбные ресурсы. Морской шельф скрывает большие объемы углеводородного сырья. Серую зону - а это 175 тысяч квадратных километров пространства - договорились поделить, как выразился Столтенберг, на две равные по значению части.

- Самое главное, что произошло, - это решение вопроса, который был открыт на протяжении десятилетий, и это позволяет выстраивать отношения в более конструктивном плане, - так оценил российский лидер значение подписанного соглашения. - Установление четких границ юрисдикции в районе, где перекрещиваются наши интересы, безусловно, большой шаг вперед.

 
Видео: Константин Завражин

Столтенберг же сформулировал сразу несколько преимуществ. Во-первых, страны получили четкие границы. Во-вторых, теперь есть все возможности развивать и использовать имеющиеся в Баренцевом море ресурсы.

И наконец, документ использует все принципы международного права и может стать примером для решения аналогичных конфликтов интересов в других частях света.

- Смысл договора в том, чтобы размежевать интересы. Когда нет такого договора, всегда существует повод для взаимного недоверия, упреков, - заявил Медведев. - Договор получился абсолютно проработанным. Он отражает баланс интересов по всем чувствительным сферам сотрудничества.

Прежде всего, Россия и Норвегия решили все вопросы относительно освоения ресурсов морского шельфа. Отсутствие четкой границы мешало заниматься энергетическими проектами. Теперь все вопросы сняты даже относительно тех месторождений, которые одновременно находятся и на стороне Норвегии, и на стороне России. "По таким месторождениям нужно работать совместно, - уверен Медведев. - Это лучший подход. Это объединяет и усилия, и деньги". Более того, российская сторона не против, чтобы норвежские компании со своими технологиями работали на российских месторождениях не только в Баренцевом море, а попутно помогали в модернизации отечественного газохимического хозяйства.

Вторая чувствительная сфера российско-норвежских отношений в Баренцевом море - это рыболовство. Мурманские рыбаки, опасаясь, что с подписанием договора у них произойдет падение улова, написали президенту открытое письмо, попросив, по старой русской пословице "семь раз отмерить, а один отрезать" прежде, чем идти на договоренности с норвежцами.

Дмитрий Медведев их опасений не разделил. "В этом плане ничего нового, что бы изменяло режим рыбной ловли или же меняло те соглашения, которые существуют в этой сфере, этот договор не вносит, - заверил он. - Надеюсь, он создает новую среду, чтобы мы могли договариваться по спорным вопросам. Мы ждем, что это будет символ более партнерских отношений в сфере рыбного промысла".

Российское руководство больше обеспокоено проявляемым интересом к Арктике со стороны НАТО. Президент уверен, что в этом регионе вполне можно обойтись без присутствия военного блока. "Россия смотрит на эту активность с напряжением, - объяснил он. - Это зона экономической кооперации и присутствие военного фактора создает дополнительные вопросы. Мы бы хотели, чтобы зона арктического сотрудничества была мирной и спокойной и чтобы мы там договаривались так, как только что договорились с норвежскими друзьями". Норвежский премьер, правда, постарался успокоить - то, что Норвегия является членом НАТО, никак не мешает строить тесные отношения с Россией.

Теперь перед странами стоит вопрос ратификации договора, с чем не должно возникнуть проблем. Во всяком случае, премьер Норвегии рассчитывает в своей стране завершить процедуры до конца года. Россия готова идти в ногу. "Исхожу из того, что мы будем стараться синхронизировать во времени эти процессы с нашими норвежскими партнерами", - заявил Дмитрий Медведев.

Как только договор вступит в силу, стороны смогут начать разведку региона, в котором почти 20 лет действовал запрет на какие-либо исследования на предмет запасов сырья. Потенциальные запасы всего Баренцева моря, по словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, оцениваются в 25 процентов от запасов всего мирового шельфа. При этом он отказался рассуждать на тему того, кому после раздела шельфа в "серой зоне" отошли самые лучшие месторождения. Для начала надо заняться разведкой, которая может продлиться около 7 лет. Только потом можно начать добычу, а первое сырье с месторождений, по его прикидкам, стоит ждать только лет через 12-15 с начала разведки.

Минприроды при этом ищет возможности для большего вовлечения частных инвестиций в геологоразведку и именно в шельфовой зоне. Сейчас в силу законодательства этот процесс мало интересен частным компаниям. Во-первых, потому, что разработкой шельфа в России могут заниматься только две компании - "Газпром" и "Роснефть". А во-вторых, если компания при разведке находит месторождение, которое признается федеральным, то разрабатывать его она не может, а только получит компенсацию за работу и определенный процент. На шельфе же у нас практически все залежи углеводородного сырья заведомо считаются федеральными. Поэтому министерство, сообщил Трутнев, готовит поправки в законодательство, чтобы расширить круг компаний, которые могли бы заниматься добычей на шельфе.

Владимир Кузьмин

Мурманск

Внешняя политика