Премия Кандинского первой начинает подводить итоги художественного года. 9 декабря 2010 года будут названы художники, которые станут обладателями самой крупной независимой премии в области современного искусства в России - Премии Кандинского. А пока в ЦДХ можно увидеть тех, кто вошел в "длинный список" номинантов.
Лонг-лист мог бы быть намного длиннее (с учетом того, что правила премии допускают самовыдвижение художника), если бы не два уже прошедших конкурсных отбора в режиме онлайн, которые проводил экспертный совет премии. В его составе в этом году - комиссар 3-й Московской биеннале Иосиф Бакштейн, руководитель сектора современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, кураторы Анна Зайцева и Марина Лошак, искусствоведы Андрей Ковалев, Сергей Хачатуров. В итоге из 315 заявок, поданных в этом году, отобрали 44 проекта. 22 проекта выдвинуты в номинации "Проект года 2010" (победитель получит 40 000 евро). 10 работ претендуют на звание лучшего медиа-арт проекта (и 10 000 евро). В номинации "Молодой художник. Проект 2010" (призер, которому должно быть не больше 30 лет, становится обладателем 7000 евро) представлено 12 проектов.
Премию Кандинского, организованную фондом "АртХроника" в 2007 году, часто сравнивают с английской премией Тёрнера. По крайней мере суммы призового фонда вполне сопоставимы. Причем призовые от "Кандинского" побольше будут: 57 000 евро против 50 000 долларов в Премии Тёрнера. Но помимо солидной денежной поддержки Премия Кандинского помогает победителям выйти на интернациональную арт-сцену: в предыдущие три года работы художников, попавших в шорт-лист, показывались в Риге, Берлине, Лондоне. Следующая выставка, которая объединит работы победителей 2009 и 2010 годов, планируется в Испании.
Другая новость этого года, объявленная на пресс-конференции в ЦДХ, - очередная ротация членов жюри. Из прежнего жюри остались Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Русского музея, Алла Розенфельд, куратор, искусствовед, доктор нью-йоркского университета, и Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства. На смену работавшим в прошлом году кураторам и историкам искусства Валлери Хиллингс, Жан-Юберу Мартену, Екатерине Бобринской, Андрею Ерофееву пришла новая международная команда. В ее состав вошли англичанин Тим Марлоу, который успевает быть арт-директором лондонской галереи White Cube, создателем документальных фильмов и телеведущим, американец Робер Сторр, интеллектуал, художник и декан Школы искусств Йельского университета, Евгений Барабанов, философ, историк и теоретик искусства, и Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея. Все члены жюри работают бесплатно. Как подчеркнул председатель Попечительского совета Шалва Бреус, за три года выбор жюри ни разу не совпал с выбором Попечительского совета, который проводит свое голосование и имеет право на один голос.
Выставка художников, прошедших в лонг-лист, делалась Андреем Ерофеевым. Она, разумеется, не кураторская. Интерес ее отнюдь не в том, что здесь сплошь шедевры. Но за ней - дыхание жизни, непричесанной, негламурной, поиск художников, попытка их диалога со зрителем. И это едва ли не важнее, чем заветные призовые.