Прошло десять лет с тех пор, как было подписано межправительственное Соглашение "О международном транспортном коридоре "Север - Юг" между Россией, Ираном и Индией. Это важное для всех трех государств событие состоялось в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года. Всего в этом проекте участвует около 10 государств.
В апреле 2001 года Соглашение было ратифицировано Индией, в октябре того же года - Ираном, а 12 марта 2002 года президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий федеральный закон.
К настоящему времени, по оценкам национальных транспортных ведомств России, Азербайджана, Ирана и Индии, все основные участки коридора находятся в работе. В то же время, стороны намерены инвестировать в модернизацию действующих и создание новых транспортных "связок" с национальными транспортными системами. Так, российская сторона участвует в сооружение главного соединительного железнодорожного звена коридора - линии между Азербайджаном и Ираном вдоль Каспийского побережья. Кроме того, планируется реконструкция пограничного железнодорожного участка между Россией и Азербайджаном для повышения провозной способности основной трассы коридора.
Впервые в экономической истории России и многих других стран новый евроазиатский путь позволит обходить в торговле с Индией и другими странами Юго-Восточной Азии традиционный транзитный маршрут, который шел через Турцию (Босфор - Мраморное море - Дарданеллы). Новый маршрут сократит расстояние перевозок в данном направлении минимум наполовину, что, в свою очередь, сократит расходы грузоотправителей и грузополучателей. Доля российского участка в общей протяженности нового коридора достигает почти 40%.
Межгосударственные документы по новому транспортному коридору предусматривают, в частности, минимизацию транзитных тарифов, унификацию транспортных правил и правил ответственности за соблюдение графика перевозок. Помимо прочего, упрощены пограничные таможенные процедуры, организовано сквозное беспересадочное и бесперегрузочное сообщения. Странам удалось согласовать проекты в развитие портовых, железнодорожных, паромных комплексов, и время их реализации.
Главной ответственной структурой коридора "Север - Юг" является Координационный совет (КС). Поочередно его возглавляет каждая из стран стран-участниц, сроком - один год каждая.
Сейчас к Соглашению о транспортном коридоре присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия. Новый евроазиатский маршрут приобретает международную экономическую значимость.
Как отмечалось на заседаниях правительства, посвященных транспортной проблематике, формирование международного транспортного коридора "Север - Юг" рассматривается Россией в качестве важного транзитного направления, а также как возможность дальнейшего развития евроазиатских перевозок по более короткому и сравнительно дешевому маршруту. К примеру, стоимость перевозки груженых контейнеров, например, из Германии и Финляндии в Индию (как и в обратном направлении), будет существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути, то есть через турецкие проливы и Суэцкий канал.
В эксплуатационно-технологическом плане ныне прорабатываются варианты регулярных перевозок грузов в вагонах и контейнерах в международных железнодорожно-паромных сообщениях. В этой связи, уже действуют современные транскаспийские паромные переправы между РФ и Ираном, РФ и Казахстаном, а также между РФ и Туркменистаном, Туркменистаном и Азербайджаном.
Тем временем быстро растет грузооборот ряда российских портов, задействованных в коридоре. Так, в первом полугодии 2010 года на прикаспийскую станцию Порт Оля Приволжской железной дороги для отправки на экспорт в Иран и Индию прибыло и обработано 5 тысяч 730 вагонов с грузами. Это вдвое больше, чем за тот же период 2009 года. Кстати, этот порт, расположенный в волжско-каспийском районе Астраханской области, был введен в действие в 2004 году. Основная его задача была - обслуживание коридора "Север-Юг".
Государственная программа развития железных дорог Азербайджана в 2010-2014 годах тоже связана с новым евроазиатским маршрутом. По мнению руководителя Азербайджанских железных дорог Арифа Аскерова, "одним из важных направлений развития транспортной сети страны является участие в коридоре "Север-Юг". В этой связи, на азербайджанском участке коридора (Ялама-Астара) имеется возможность транспортировки до 5 миллионов тонн грузов ежегодно. А в перспективе грузоперевозки по этому направлению вырастут до 10-15 миллионов тонн в год".
По словам Арифа Аскерова, не исключено подключение к "коридорным" перевозкам и Черноморского региона - через азербайджано-грузинскую приграничную станцию Беюк-Кясик.
Варианты перевозок по международному транспортному коридору:
1. Через каспийские порты РФ - Астрахань, Оля, Махачкала: участие железных дорог в этом варианте заключается в подвозе в порты грузов и в их вывозе из портов;
2. Прямое железнодорожное сообщение - через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен - Серахс, далее - через иранские порты в направлении Индии;
3. По западной железнодорожной линии коридора: Астрахань - Махачкала - Самур (РФ), далее - по территории Азербайджана с выходом в Иран через южноазербайджанскую пограничную станцию Астара. Или - от Самура по железной дороге через территории Азербайджана, затем Армении. Далее - с выходом в Иран через западноазербайджанскую пограничную станцию Джульфа. Но последний вариант возможен в случае восстановления прямого транспортного сообщения Азербайджана с Арменией