20.09.2010 00:17
Культура

С 20 по 30 сентября в Москве пройдут гастроли петербургского Молодежного театра на Фонтанке

В Москву приехал Молодежный театр на Фонтанке
Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Федеральный выпуск: №211 (5290)
Читать на сайте RG.RU

С 20 по 30 сентября на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ) и Театра "Эрмитаж" десять своих лучших спектаклей покажет один из самых популярных театров Петербурга Молодежный театр на Фонтанке. О прошлом и будущем театра мы говорили накануне гастролей с художественным руководителем театра, народным артистом России Семеном Спиваком.

Российская газета: Семен Яковлевич, вы привозите очень популярный в свое время, но уже сошедший с репертуара спектакль по пьесе Мрожека "Танго", который вы возобновили в прежнем составе лишь один раз - для юбилейной декады Молодежного театра этим летом (в июне 2010 года театр отметил 30-летие). Почему решили привезти "Танго" в Москву?

Семен Спивак: Во-первых, потому, что это хороший спектакль. Во-вторых, нам не удалось по ряду причин привезти два спектакля, которые я очень люблю, - "Дни Турбиных" и "Пять вечеров". И, наконец, нам захотелось сделать хорошие проводы "Танго". Мы его привозили в Москву более 20 лет назад. Почему бы не показать его еще раз, напоследок?

РГ: Вы предпочитаете обращаться к классике. Боитесь новой драматургии?

Спивак: Да нет, в свое время мы хотели поставить пьесу Олега Богаева "Страшный суП", этакую пародию на русский шальной характер. Он замечательно написал две трети текста, но не знал, как закончить пьесу. Но вообще к тому, что называется "новая драма", у меня не лежит душа. Слишком много депрессии, слишком много злобы. Ведь в жизни есть день и ночь. Принятие и того и другого делает картину мира объемной. А то, что показывают современные режиссеры, ставя новую драму или переделывая на свой лад классику, - это плоская картинка. А главное, не дающая ничего человеку. Театр превращается в конструктор, игрушку для ума, в которой превалирует форма. А хочется для души. Есть религиозная форма поднятия души, когда люди идут в храм, а есть светская - театр. Мы просто ставим хорошие спектакли для обыкновенных зрителей, которые живут, рожают детей, решают свои проблемы. Быт - страшная вещь, постоянно стремясь выжить, мы теряем чувства. Так пусть хоть театр дает эти чувства человеку, дает какую-то надежду.

РГ: К вам приходят молодые режиссеры, смотрящие на театр так же, как и вы?

Спивак: Как правило, молодые режиссеры хотят известности. Поставить сегодня, когда молодые режиссеры стремятся рассказать про черный мир, населенный дебилами, "Жестокие игры" Арбузова - надо иметь смелость. Представляете себе, как повернулась жизнь - простая история стала вызовом.

РГ: Сейчас вы ставите знаменитую пьесу Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано". Она известна прежде всего по фильму "Брак по-итальянски" с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.

Спивак: Мне кажется, что в этой пьесе есть очень важная тема, которая мне сейчас очень близка. Я всю жизнь буквально жил в театре, и слово "семья" для меня было какое-то очень далекое. И только сейчас я по-настоящему понял, что такое семья, дети. Вот и эта история - о возвращении мужчины домой, в семью, к детям. О том, что приходит время принять ответственность за близких.

РГ: Гастроли для театра - это стихийное бедствие или радостное событие?

Спивак: Для артистов, конечно, это радостное событие. Их любит петербургский зритель, но хочется услышать еще и от других зрителей слова, от которых артисты тают, как мороженое. Позапрошлой весной гастроли нашего театра прошли с таким ажиотажем, что, конечно, здорово нас взбодрило. Так что мы очень любим наши театральные путешествия из Петербурга в Москву.

Театр