В 2011 году начнется комплексная реконструкция и модернизация восьми столичных вокзалов (кроме Курского). Об этом сообщил начальник дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" Сергей Абрамов. На эти цели компания выделяет 10 миллиардов рублей, причем без привлечения инвесторов со стороны. Что в результате получат пассажиры?
Ждать - не догонять
Многие не любят вокзалы: вечная сутолока, толпы с чемоданами, бомжи. В ожидании поезда пассажиры неприкаянно слоняются по залам или перрону. Но это пребывание можно сделать комфортнее. Такую цель ставит РЖД, приступая к реконструкции и модернизации столичных вокзалов. В нынешнем виде они безнадежно устарели: речь, конечно, идет не о внешнем облике старинных вокзалов, многие из которых являются объектами культурного наследия, о современной "начинке", наличии услуг. Достичь мировых стандартов обслуживания пассажиров - вот к чему стремятся железнодорожники. Негоже Москве отставать от других европейских столиц.
Например, вокзал в Токио, рассказывал на "горячей линии" в "РГ" Сергей Абрамов, - "это огромный небоскреб, в котором находятся несколько гостиниц, торговых центров, огромное количество магазинов, ресторанов и выставочных экспозиций. Наверху - смотровая и вертолетная площадки. В проекты наших вокзалов мы тоже стремились привнести интересные идеи и современные решения, чтобы сделать их более функциональными и удобными для пассажиров".
"Обновленные вокзалы по разнообразию и качеству услуг не будут уступать зарубежным, - рассказывает корреспонденту "РГ" начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко. - Они превратятся в общественно-деловые и торгово-развлекательные центры, что сделает их интересными не только для пассажиров, но и для всех москвичей".
По его словам, сюда можно будет прийти, чтобы посидеть в ресторане, посмотреть фильм или, например, сдать одежду в химчистку. То есть появятся рестораны, гостиницы, интернет-кафе, аптеки, залы для деловых переговоров... В общем, это будут мультикомплексы. Возможно, появится и вертолетная площадка, но, по словам Писаренко, только одна. "Впереди огромный объем работ: надо заменить все внутренние коммуникации, переоборудовать внутренние помещения. После реконструкции общий объем коммерческих площадей вокзалов должен увеличиться на 41 тысячу квадратных метров". Как ожидают в компании, вложения окупятся лет за восемь.
Вот такие масштабные перемены грядут на московских вокзалах. Но рядового, не "делового", пассажира больше волнуют приземленные вопросы. Например, останутся ли очереди в билетные кассы, в камеры хранения? А если нет желания да и лишних денег для вокзального шопинга, найдется ли человеку с чемоданом место в зале ожидания? Не станет ли он лишним на этом празднике жизни?
В РЖД уверяют, что все эти вопросы, безусловно, будут решены в комплексе. Специалистам еще предстоит разработать проекты реконструкции каждого из столичных вокзалов, где все будет продумано до мелочей. И что интересы пассажира - прежде всего. И никакая коммерческая составляющая, хотя и очень важная, не вытеснит его из вокзала.
Скатертью дорожка
Хорошо, конечно, что вокзалы будут как в Европе. Пойдут ли в них развлекаться москвичи - еще вопрос. В столице и без того полно всяких молов. На самом деле горожан да и московскую власть больше волнует другая проблема: вокзалы ухудшают транспортную ситуацию в задушенной пробками Москве. Представьте себе, примерно 50 миллионов пассажиров ежегодно прибывают в столицу поездами дальнего следования. А сколько транзитников? По данным экспертов, до 250 тысяч пассажиров перемещаются сегодня только между аэро портами. На Кольцевой линии метро вливаются тысячи приезжих с чемоданами и баулами. И что делать? Выводить вокзалы из центра на окраины, о чем давно идут разговоры? Наверное, когда-нибудь так и будет, но отнюдь не в обозримом будущем. Пока все вокзалы остаются на месте. А значит, спасение только в правильной организации городской транспортной системы.
Москва попробовала освободить вокзальные площади от междугородных автобусов, которые подбирали пассажиров, не уехавших поездом. Кто-то опоздал, кому-то не досталось билета - пожалуйте в автобус. Хоть до Рязани, хоть до Ставрополя. Конечно, пассажирам удобно, но к вокзалу ни подойти, ни подъехать. А после загрузки большой автобус долго выбирается через весь город на свою трассу. Чтобы положить этому конец, столичные чиновники провели показательные рейды - перевозчиков вроде разогнали. У Казанского вокзала появился бесплатный автобусный маршрут, который отвозит транзитных пассажиров на автовокзалы. Но ведь он тоже занимает дорогу, кроме того, люди рискуют из-за заторов опоздать к своему рейсу.
Другое дело - электрички. Вот связали три московских вокзала: Белорусский, Киевский и Павелецкий с аэропортами - и авиапассажиры горя не знают. "Эту идею, - говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, - мы позаимствовали у Европы. И это шаг в правильном направлении". В чем все могли убедиться летом. Когда Ленинградка намертво встала из-за начавшегося ремонта на Октябрьском путепроводе, вовремя прибывали в Шереметьево в основном те, кто воспользовался аэроэкспрессами.
Площадь четырех вокзалов
Существует одобренная на всех уровнях генеральная схема развития московского транспортного узла, которая рассчитана до 2025 года. Согласно документу, солидную долю пассажиропотока должны взять на себя наземные электрички, разгрузив тем самым и московские улицы, и подземку. В мегапроекте, разработанном Институтом технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта ("ГИПРОТРАНСТЭИ" ОАО "РЖД"), немало места уделено вокзалам. И речь не о "начинке". Как рассказал директор института Федор Пехтерев, к девяти существующим столичным вокзалам планируют добавить три новых. Один из них - в районе платформы Каланчевская - должен был появиться (если бы не кризис) в ближайшие два-три года.
Спрашивается: зачем в перегруженном приезжими районе трех вокзалов ставить еще и четвертый? Но дело в том, что новый пересадочный узел станет центром интермодальных перевозок между всеми московскими аэропортами. Сегодня добраться из одного аэропорта в другой весьма затруднительно. А если связать их электричками, то в значительной степени освободятся городские дороги. На три вокзала стекаются многие железнодорожные направления - транзитники сразу смогут уехать отсюда в любой нужный аэропорт: Шереметьево, Внуково или Домодедово. Надо только оформить багаж, сесть в электричку и через 20-30 минут - на месте.
Кроме Каланчевки, ОАО "РЖД" собирается строить еще два вокзала. Один - в районе Рогожской заставы, откуда поезда будут ходить в южном направлении. Он должен частично разгрузить Курский и Казанский вокзалы. А другой - в районе Делового центра "Москва-Сити". Но это будет возможно, когда для пассажирского движения откроют Малое железнодорожное кольцо, которое призвано стать связующей транспортной артерией города. Похоже, кризис затормозил и этот проект. Планировалось, что его сдадут "под ключ" к 2015 году, а пассажирское движение откроют еще раньше. Но пока тут, как говорится, и конь не валялся.
Конечно, вокзалы должны быть комфортными для пассажиров. Пусть будут и гостиницы, и рестораны, и кинозалы, и интернет-кафе... Но главное, чтобы человек, отправляясь в дорогу, без мороки мог добраться к месту назначения. Если такой уверенности нет, ему не до развлечений на вокзале.