Шведы проголосовали за кардинальное изменение политического курса. Результаты парламентских выборов, прошедших в воскресенье, показали: политика социал-демократов безнадежно устарела.
Партия, находившаяся у власти больше полувека, уже не справляется с вызовами нового времени, а значит, пришло время уступить место лидера. Швецию принято считать "социальной сказкой". Это страна, где каждый житель может рассчитывать на поддержку со стороны государства в любой ситуации. Но с приходом нового тысячелетия старая схема начала давать сбой.
Левые оставались у власти и пытались вернуть все на круги своя: увеличивали налоги, отменяли приватизацию. Но ничего не помогало. Экономические показатели стремительно падали вниз, а вместе с ними и рейтинг правящей партии. В 2006 году произошли первые перемены - пост премьер-министра занял лидер правоцентристской коалиции - Фредрик Рейнфельдт. Он стал фактически последней надеждой шведов, отчаявшихся вернуть себе былое благополучие.
Рейнфельдт оправдал ожидания избирателей. Ему удалось удержать страну на плаву даже в период всемирного экономического кризиса. Поэтому при первой же возможности повлиять на расстановку сил в парламенте шведы, ни секунды не колеблясь, изменили полувековой традиции и отдали голоса правым.
Невероятный успех правых партий на парламентских выборах в Швеции стал настоящим сюрпризом для многих.
Правоцентристский "Альянс за Швецию", возглавляемый премьер-министром, получил большинство (49 процентов голосов избирателей), а ультраправые "Шведские демократы" впервые вошли в состав парламента. Далеко позади с 30,8 процента остались социал-демократы, которые на протяжении 65 лет находились у власти. Такой результат выглядит сенсацией. Но в то же время, если посмотреть на то, что происходило в Швеции за последние лет десять, станет ясно: этот расклад сил вполне закономерный.
Предыдущие парламентские выборы были первым тревожным звоночком для социал-демократов. Несмотря на то что премьером стал не их кандидат, разрыв между правоцентристами и социал-демократами тогда оказался незначительным. И у левых были все шансы наверстать потери через 4 года. Но очередные выборы обернулись для них еще большим поражением.
Оппозиция еще сохраняет влияние, но проигрыш социал-демократов многие шведы связывают с кризисом лидерства в партии. Мону Салин, ставшую преемником предыдущего премьер-министра Ханса Йорана Перссона и возглавившую партию, лидером можно назвать с большой натяжкой. "Ей не хватает харизмы" - говорят ее сторонники. Левых обвиняют в увеличении "разрыва" между слоями населения, много нареканий вызывают их проекты введения новых налогов и отказа от приватизации.
Немалую роль здесь сыграла политика действующего премьер-министра Швеции. С тех пор как в 2006 году Фредрик Рейнфельдт пришел к власти, у шведов оставалось все меньше поводов жаловаться на правительство. Уверенный экономический рост и стабильное повышение прироста ВВП, умеренное реформирование государства и проект снижения налогов на доходы - все это убедило шведов, что премьеру и его альянсу можно доверять.
Тем не менее у самого Рейнфельдта резкий переход страны "вправо" вызывает немало опасений. Сотрудничество с ультраправыми премьер наотрез отверг: "Мы не будем сотрудничать или становиться зависимыми от шведских демократов".
На сегодняшний день 14 процентов населения Швеции - люди, рожденные за границей, еще у 6 процентов оба родителя - иммигранты. При таких показателях даже крайне толерантным шведам есть над чем задуматься.