В педагогическом сообществе не утихают споры по поводу заявления министра образования и науки Андрея Фурсенко о том, что в российских школах работают около 200 тысяч "лишних" учителей.
Напомним суть вопроса. Десять лет назад в России было 22 млн школьников, а сейчас только 13 млн. При этом количество педагогов почти не уменьшилось: на сегодняшний день их 1 млн 200 тысяч. Вряд ли директора школ согласятся с тем, что у них есть лишние кадры, но по сравнению с Европой, где на одного учителя приходится 15 учеников, а у нас сейчас всего 9-10, так оно и получается.
Министр не призывал к немедленному сокращению, но дал понять, что пропорция "учитель-ученик" должна быть иной.
- Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен 1 млн учителей, - подчеркнул он. - Но мы можем лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить. Куда пойти тем, кого сократят? К примеру, в детские сады, где не хватает воспитателей, или в учреждения дополнительного образования.
Никто не спорит с тем, что страна пока находится в демографической яме. Но это в целом. А частности таковы: последние три года растет число первоклашек. В этом 2010 году их уже было на 50 тысяч больше, чем в 2009-м. И, судя по всему, в следующем цифра увеличится. Так что нагрузка у учителей вырастет.
Новые стандарты предъявляют к педагогам повышенные требования в сфере допобразования. Чтобы больше заработать, учитель будет вынужден тратить на работу лишнее время, ведь в новых системах оплаты труда учитывается каждый классный час, поход в кино или, скажем, экскурсия. Так что и с десятью учениками в классе мало не покажется.
Еще момент: в школе появилась новая дисциплина - "Основы религиозных культур и светской этики", которую ведут обычные предметники. И при прежней наполняемости классов нагрузка у педагогов уже увеличилась.
Самое малое количество учеников на одного учителя приходится в сельских школах, а их почти 60 процентов. Укрупнение школ идет с большим скрипом, это все равно что резать по живому. Ради спасения "малокомплекток" родители выходят на митинги и берут в семьи приемных детей. Особенно остро не хватает педагогов на Дальнем Востоке, в Приволжье, Северо-Западном регионе. Чтобы привлечь молодежь, минобрнауки пообещало гранты в полмиллиона тем "свеженьким" выпускникам вузов, которые поедут в глубинку ("РГ" подробно рассказывала об этом в номерах за 1.06, 3.08 и 14.09 с.г.).
В отличие от школ нагрузку на вузовских педагогов никто пока не сосчитал. Но и так ясно: вузов так много, что в студенты сейчас зачисляют почти всех желающих - 80 процентов выпускников школ, а в колледжи и техникумы никто не идет. Поэтому преподавателям высших учебных заведений, которые не набрали студентов, предложено подумать о смене работы. С самой высокой трибуны сказано: у нас огромное количество вузов, которые требуют реорганизации, объединения, а некоторые из них в конечном счете должны просто исчезнуть. Часть преподавательских кадров вполне могла бы перейти в хорошо подготовленные средние профессиональные учреждения. Главы регионов вместе с минобрнау ки должны подготовить предложения на сей счет.
Алла Агапова, директор химико-механического колледжа, Владимир: Мы с удовольствием примем на работу преподавателя вуза, но надо иметь в виду, что за ученые степени в системе среднего профобразования не полагаются надбавки. Так что доктор наук, кандидат или рядовой педагог будут получать одинаково. А нам очень нужны преподаватели теплотехнических дисциплин.
Григорий Балыхин, председатель комитета Госдумы по образованию: Министр никаких команд на сокращение учителей не давал. Это информация для размышления, и до 2015 года ничего не изменится. Мне, кстати, не раз приходилось менять место работы.
Людмила Давыдова, директор пединститута Астраханского госуниверситета: По данным комитета науки и образования Астрахани, в городских школах уже не хватает учителей начальных классов. Нужно учитывать и то, что при инклюзивном образовании, когда учиться вместе со всеми могут и дети с ограниченными возможностями, на одно и то же число учащихся необходимо большее число преподавателей. Нужны учителя-дефектологи, психологи, тьюторы. Может, надо сократить административные должности, но никак не учителей.
Максим Пратусевич, директор физико-математического лицея N 239, Санкт-Петербург: Есть учебный план, который предусматривает определенное количество часов. Мы же не собираемся его сокращать? Почему бы нам, например, не подсчитать бюджетное обеспечение на одного ученика или соотношение школьников и отвечающих за них чиновников?
Сергей Рощин, проректор ВШЭ-ГУ: Перед любым человеком всегда стоит ситуация выбора. Если тебе говорят, что ты неконкурентоспособен, то ты должен доказать, что это не так. Если не можешь - социальную ступеньку тебе никто не гарантирует.
Анатолий Малякин, народный учитель России, Великий Новгород: Я проработал в школе 47 лет. Если бы я пять лет назад ушел на пенсию, то не вырастил бы чемпиона олимпиады по химии. Не добились бы побед и другие мои ученики.
Мария Краснова, директор лицея N 27, Ростов-на-Дону: Что мешает рассчитать заранее, сколько учеников придет в следующем году и сколько будет классов? Сделайте поквартирный обход, обратитесь в домоуправления, в поликлинику. Тогда школам можно на основании четких данных формировать штат. Не будет не только неоправданных расходов, но и незагруженных учителей с маленькими ставками.
Подготовили Вадим Давыденко, Марина Бровкина, Татьяна Ромашенкова, Ирина Борисова
Вакансии для выпускников педвузов в российской глубинке (по округам):
Дальневосточный -100
Приволжский - 165
Северо-Западный -152
Северо-Кавказский - 55
Сибирский - 233
Уральский - 93
Центральный - 119
Южный - 83
Больше всего нужны учителя математики, физики, иностранного языка, русского языка и литературы.