Русская православная церковь планирует помочь минэкономразвития запустить маховик нового закона о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, религиозных в том числе.
В ближайшее время, в частности, министерство получит предложения о механизме признания ее организаций полезными обществу, а также ему будет представлена единая внутрицерковная форма заявки для религиозных НКО, претендующих на статус социально ориентированных.
Напомним, что в апреле 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Когда речь идет о распределении бюджетных денег или других преференций, всегда есть опасность пропустить к ним нечистых на руку людей. Поэтому так хочется, чтобы система была понятной и прозрачной. Как будет составляться реестр получивших льготы НКО и какие существуют подводные камни при получении налоговых льгот, "РГ" рассказывает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин:
Отец Всеволод Чаплин: Как вы знаете, закон о социально ориентированных некоммерческих организациях, к которым отнесены и религиозные организации, был принят еще весной. Поэтому никакой новости в том, что Церковь направила свои предложения в мин экономразвития, нет. Не мне вас убеждать в том, что религиозные организации сегодня ведут очень активную деятельность, помогая сиротам, престарелым людям, больным. Недавняя ситуация с лесными пожарами показала, что церковная система социальной работы сегодня является одной из самых эффективных. По новому закону социально ориентированные НКО, в том числе и религиозные, смогут рассчитывать на получение средств, направляемых из государственного бюджета на социальную работу.
Российская газета: Назовите крупнейшие благотворительные проекты.
Чаплин: Например, служба "Милосердие", которая единственная в Москве собирает зимой на вокзалах бомжей, одевает их, помогает вернуться домой или по крайней мере выправить документы. Марфо-Мариинская обитель милосердия воспитывает сирот и готовит из них сестер милосердия. Сестры работают во многих московских больницах, в первую очередь - в Первой Градской. Только что вместе с Патриархом мы побывали на Камчатке: здесь под эгидой Церкви работает молодежная дружина, которая занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи.
РГ: Что обеспечит честное распределение льгот и средств?
Чаплин: В минэкономразвития по поручению правительства сейчас разрабатываются подзаконные акты к закону, который мы с вами обсуждаем. Церковь тоже примет участие в этой работе. Будем надеяться, что они будут понятными и прозрачными. К примеру, помогут понять, как и перед кем правильно поставить вопрос о включении их в реестр социально ориентированных НКО.
РГ: Льготы получат и благотворители, жертвующие на Церковь?
Чаплин: Обязательно. Но, к сожалению, речь идет только о доходах физических лиц. Я убежден, что законодательство нужно совершенствовать дальше. Принятых мер не вполне достаточно: нужно, чтобы и компании, то есть юридические лица, которые оказывают благотворительную помощь, имели бы налоговые льготы. Во всем мире это так. Думаю, что так же должно быть и у нас.
РГ: Как вам кажется, стремление получить налоговые льготы не привлечет ли людей, скажем так, ничего общего с Церковью и ее заповедями не имеющих?
Чаплин: Думаю, что любой человек, независимо от того, верующий он или какой деятельностью занимается, должен иметь возможность жертвовать для нуждающихся людей, в том числе сделать это через Церковь или иные религиозные общины.