Безопасность стала главной темой вчерашнего пленарного заседания Госдумы. Депутаты рассматривали ее с разных сторон, и глобально, в масштабе всей страны, и с позиции отдельно взятого гражданина, который, не надеясь уже на государство, обзавелся ружьишком, чтобы защитить свою жизнь и свою собственность.
Госдума приняла вчера в первом чтении проект нового федерального закона "О безопасности". Старый - то есть действующий до сих пор - появился более восемнадцати лет назад, в марте 1992 года, и уже не соответствует реалиям нынешнего времени. Поэтому президент России и предложил осовременить закон. В новой редакции определяются основные принципы обеспечения безопасности государства, общественной, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, и устанавливаются полномочия всех органов власти в области безопасности. Документ закрепляет статус Совбеза РФ как конституционного совещательного органа, который занимается подготовкой решений президента по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, а также по другим вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, и вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
"А насколько полно отражены полномочия палат парламента в законе?" - забеспокоились депутаты, выслушав доклад полпреда президента в Госдуме Гарри Минха. Услышав ответ, что "полномочия оптимальны и не противоречат Конституции", коммунист Борис Кашин засомневался. По его мнению, на тот случай, когда складывается угроза безопасности, чрезвычайная ситуация, в законе надо предусмотреть "какие-то контрольные функции для парламента". "Давайте не будем в рамках конкретного закона выискивать какие-то формы деятельности парламентариев, которые выступали бы в роли таких чрезвычайных комиссаров", - возразил Минх.
И все-таки роль Госдумы в Совете безопасности надо усилить, продолжали настаивать народные избранники. "Не совсем правильно, что Федеральное Собрание в Совете безопасности представляют только председатели Совета Федерации и Государственной Думы, нужно, чтобы руководители всех парламентских партий стали постоянными членами Совбеза", - заявил депутат фракции ЛДПР Андрей Луговой.
Либерал-демократы настаивали на том, чтобы люди, занимающие высшие государственные должности , тем более те, которые по рангу становятся членами Совбеза, проходили обязательное обучение в Академии Генштаба. "Вы представляете, кому вы предлагаете пройти курс молодого бойца в академии - председателю правительства Путину, директору ФСБ Бортникову?" - строго укорил думцев Минх. И они спорить с ним больше не стали.
Гораздо более дискуссионным стал правительственный законопроект, который расширяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Согласно этому законопроекту, секретной становится вся информация, связанная с антитеррористической деятельностью.
Впрочем, как заверяют авторы поправок в Закон "О государственной тайне", новые ограничения никак не скажутся на участии в противодействии терроризму институтов гражданского общества. Напротив, судя по пояснительной записке к законопроекту, это сейчас материалы оперативно-разыскной деятельности часто необоснованно засекречиваются, "что создает определенные препятствия" для их последующего использования и "влечет за собой ослабление антитеррористической защищенности государства". Завышение грифа секретности в этой области авторы законопроекта объясняют тем, что "в нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, вопросы противодействия терроризму до настоящего времени не нашли должного отражения". И предлагают восполнить этот пробел.
Законопроект относит к государственной тайне сведения о защищенности от террористических и диверсионных актов критически важных объектов и объектов инфраструктуры, потенциально опасных. Секретной, по сути, становится вся оперативно-разыскная деятельность и деятельность по противодействию терроризму. Нельзя будет публиковать информацию о том, сколько бюджетных денег выделяется на мероприятия по противодействию терроризму. И даже факты о готовящихся террористических актах не подлежат разглашению. Сведения "о формах, методах, условиях организации и планирования террористической деятельности" законопроект предлагает причислить к гостайне. Гриф секретности получат и результаты финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, проверяемых на их возможную причастность к террористической и экстремистской деятельности. "Справороссы" такие ограничения поддерживать не стали. "Мы понимаем озабоченность ФСБ - действительно часть информации, которая касается антитеррористических мероприятий, может утекать в силу неосторожности, глупости какой-то, неумышленных действий, совершаемых по ошибке, а иногда и умышленных", - сказал замруководителя фракции Геннадий Гудков, вспомнив о "Норд-Осте", когда террористы могли включить телевизор и увидеть, что готовят против них правоохранительные органы и спецслужбы. По их мнению, из-за нечеткости формулировок возможно произвольное толкование того, что составляет гостайну. Потенциально опасными и, следовательно, закрытыми могут стать и детский сад, и палатка на рынке. Засекречена и деятельность по противодействию терроризма. Значит, как считают "справороссы", депутаты на своих открытых заседаниях не смогут давать оценку действиям или бездействию структур, которые проводят антитеррористические мероприятия. А журналисты не смогут проводить свое расследование и обнародовать его результаты. "Слишком размазанные понятия, - констатировал Гудков. - До тех пор пока мы не поймем, что имеет в виду ФСБ, мы этот законопроект принимать не будем. Но готовы работать, чтобы исправить документ к третьему чтению".
В серьезной доработке, по мнению думцев, нуждаются и поправки, в Федеральный закон "Об оружии", предлагаемые президентом России.
Поправками устанавливается запрет на перевозку и ношение в заряженном состоянии спортивного пневматического оружия, а также на его использование вне помещений и участков местности, специально оборудованных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями, установленными МВД России. Согласно проекту приобретение гражданского оружия потребует получения лицензии с его последующей регистрацией. Без получения лицензии и регистрации по-прежнему можно покупать "механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядки отечественного производства, а также пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно", - говорится в проекте. Кроме того, граждане, впервые приобретающие такое оружие, а также газовые пистолеты и револьверы или охотничье пневматическое оружие обязаны пройти подготовку в образовательных учреждениях.