Журналист НТВ Алексей Пивоваров продолжает рассказывать о событиях Великой Отечественной войны.
В эфире телеканала уже прошли его документальные работы "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова" и "Москва. Осень. 41-й". На очереди новая "докудрама" - "Брест. Крепостные герои", которую зрители НТВ увидят 24 сентября в 19.30. Алексей Пивоваров рассказал "РГ", что нового прозвучит в фильме об обороне Брестской крепости.
Российская газета: Про Брестскую крепость и ее героев было много снято. Чем эта история заинтересовала вас?
Алексей Пивоваров: Мне интересно то, что в отличие от фильма про Ржев, который рассказывал про события войны, малоизвестные широкому зрителю, история Брестской крепости хорошо знакома каждому. Однако, когда я стал заниматься этой темой, оказалось, что вокруг обороны Брестской крепости есть мифология, скрывающая истину.
Мы постарались рассказать, отстранившись от этой сложившейся за советские годы мифологии, о том, что происходило в Брестской крепости в июне - июле 1941 года, и главное - почему происходило. Например, пытались ответить на вопрос, как случилось, что немцы и русские встретились именно в этом месте в 1941 году, ведь граница там образовалась только в 1939-м? Для нас важно, почему герои, которые обороняли крепость, опасались не только немцев, но и выстрелов в спину. Пытались показать, в каких исторических условиях защитники Брестской крепости совершили свой подвиг.
РГ: Зачем вам нужно было вводить в фильм актеров?
Пивоваров: Первая причина - техническая. В любом рассказе нужны свидетельства очевидцев. Так мы делали и в фильме про Ржев, и в картине про Москву 41-го. Однако из свидетелей Брестской обороны в живых практически никого не осталось. При этом сохранились их воспоминания, письма, интервью, много интересной прямой речи. Нам нужно было адекватным образом воспроизвести эти воспоминания в кадре. Я очень рад, что нам посчастливилось работать с Алексеем Серебряковым и Екатериной Гусевой (воспоминания красноармейцев в кадре проживает Серебряков, а женщины крепости оживают в монологах Гусевой. - Ред.). Они блестяще справились с задачей.
РГ: Все-таки остался ли хоть кто-то из выживших защитников и не пытались ли вы с ними связаться?
Пивоваров: Остались буквально два человека, которые на тот момент были еще подростками. Из взрослых участников обороны сейчас нет в живых никого. Недавно ушел Самвел Матевосян, который был комсоргом одного из подразделений и возглавил первую штыковую атаку 22 июня. Его воспоминания звучат в фильме.
РГ: Будет ли представлена точка зрения немецкой стороны?
Пивоваров: В фильме есть фрагменты дневников немецких солдат и офицеров, штурмовавших крепость, и воспоминания Гейнца Гудериана, который командовал танковой группой, прошедшей через Брест.
РГ: Почему вы выбрали именно такое название для фильма "Брест. Крепостные герои"?
Пивоваров: Я понял, что эти люди попали в жернова между двух бесчеловечных систем, абсолютно безразличных ко всему человеческому, к судьбам и страданиям людей. История выживших - это несколько дней обороны крепости, а потом - долгие годы в плену и долгие годы в советском лагере. Либо жизнь в безвестности и нищете с клеймом человека, который был в плену, а значит - с клеймом предателя. Все, что им оставалось, - это умереть героями, что почти все защитники Брестской крепости и сделали.