При размещении госзаказов чиновников обяжут привязывать начальную (максимальную) цену покупаемых товаров и услуг к их рыночной стоимости. На конкурсе поставщики уже не смогут предлагать запредельные цены, их заявки будут признаны недействительными.
Введение мониторинга цен - один из первоочередных пунктов проекта плана по развитию в стране Федеральной контрактной системы (ФКС), рассказала "РГ" советник министра экономического развития Ольга Анчишкина. Минэкономразвития завершает его согласование. План, надеются в министерстве, может быть принят уже в ближайшее время. Это поможет навести порядок в госзакупках, заранее, уже при планировании будущих поставок, отсечет ситуации, подобные скандалу с томографами за 90 миллионов рублей.
В этом году систему начнут прописывать детально. Работа в так называемых "пилотных" регионах поможет выработать новые правила и для федеральных заказчиков. Запуск ФКС, напоминает советник министра, заложен в программе повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года.
"Сейчас, по разным данным, в системе госзакупок действует более 25 тысяч заказчиков и примерно 260 тысяч поставщиков. В сферу обеспечения государственных и муниципальных нужд ежегодно привлекается до 5 триллионов рублей", - обрисовывает масштаб реформы Анчишкина. Но оценить, эффективно тратятся деньги или нет, крайне сложно. А что особенно тревожно, большинство проблем вокруг закупок всплывают постфактум. "Пока мы бьем по хвостам, конкурс уже прошел, а деньги потрачены", - признает собеседница "РГ".
Фактически контроль над закупками есть только в одном звене - на стадии размещения заказа. Оно должно проводиться на конкурсной основе, информация об этом публикуется на сайте www.zakupki.gov.ru. Но порядка и публичности в планировании, исполнении и приемке результатов контрактов заказа недостаточно, полагают в министерстве. Часто цены контрактов завышены изначально, и даже если заказчики делают это намеренно, они не обязаны привязывать свои запросы к рыночным ценам. На сайте легко читается только общая стоимость контрактов, а цена отдельного изделия, расходы по доставке и обслуживанию могут и не указываться, перечисляет проблемы советник министра. Не раскрываются сведения и о практических, нефинансовых результатах госзакупок. Иногда по заказу на 500 миллионов рублей появляется одна реестровая запись в начале его регистрации и еще одна - по итогам исполнения, говорит один из экспертов "РГ". Что конкретно было сделано, как изменялись условия, поставлено ли на баланс, например, построенное здание или нет, соблюдены ли сроки, непонятно. Неясно, на основе каких приоритетов планируются госзакупки, нет сравнения с предыдущим периодом, уточняет Анчишкина: "Заказчик, например, может ежегодно обновлять парк персональных автомобилей - и при этом будет действовать в рамках законодательства".
Идея министерства заключается в том, чтобы наладить единый цикл обеспечения госнужд: от планирования до исполнения контрактов и приемки их результатов. Уже на стадии планирования видеть, во что обойдется заказчику обслуживание закупаемой продукции вплоть до ее списания и утилизации. Сквозной мониторинг сделает возможным и даже обяжет госзаказчиков учитывать полученные результаты при планировании будущих контрактов, поясняет смысл построения ФКС Анчишкина. Все это в целом, говорит она, позволит сформировать экономический подход к закупкам. Правда, полностью на запуск новой системы уйдет несколько лет. Но уже сейчас понятно, как важен прозрачный порядок, к примеру, для крупных закупок стоимостью более 500 миллионов рублей и долгосрочных контрактов, срок исполнения которых превышает два года. На такие закупки в общем объеме контрактов приходится всего 0,07 процента договоров, но на них направляется порядка 43 процентов средств от общей суммы контрактуемых расходов, подсчитал специалист по автоматическому извлечению и анализу данных и создатель сайта РосГосЗатраты Иван Бегтин.
Планы по госзакупкам будут составляться на уровне заказчиков и агрегироваться в масштабе страны. Есть шанс, что уже в следующем году министерство включит в прогноз социально-экономического развития и прогноз по закупкам, не исключает Анчишкина. "Закупки не могут идти просто от желания заказчика, - поясняет Анчишкина. - Мы же покупаем не потому, что деньги в кармане завелись. Заказчики должны четко представлять свои задачи и под это подверстывать расходы". Некоторые закупки, надеется советник министра, можно будет отсечь еще на стадии планирования. И в оптимизации структуры и объема заказа ключевую роль должны сыграть сами госзаказчики. Принципиально и то, что когда планы закупок станут публичными, здесь будет место для общественного контроля. И такой контроль будет осуществляться уже не "по хвостам", а до размещения заказа и заключения контракта.
С "мелочевкой", которая занимает почти 80 процентов всех контрактов, а по деньгам "весит" 5-6 процентов от объема, разберутся, установив к таким товарам типовые требования. Министерство вместе с отраслевыми ведомствами разработает под мелкие закупки стандартные спецификации объекта закупки, прописав, как госзаказчики должны планировать такие закупки, какие факторы учитывать, на что ориентироваться. На этом тоже можно сэкономить - уникальная продукция, которую подчас стремятся купить ведомства, стоит дороже обычной, поясняет Анчишкина.
Отработать запуск новой системы рассчитывают на регионах. Пилотные проекты готовы запустить в Москве, Воронеже, Калуге, Саратове и ряде других регионов, рассказывает собеседница "РГ". В регионах, по ее словам, уже действуют отдельные элементы ФКС. В Московской области есть порядок планирования, Москва выстраивает приоритеты: если закупка не числится в первоочередном списке и не обозначена в плане, заказчик просто не может ее разместить. Идет централизация по отдельным направлениям поставок. Почти 20 процентов средств в Подмосковье сэкономили, централизованно размещая закупки разных учреждений по одинаковым товарам. В Воронежской области собираются создавать специализированное госучреждение для мониторинга цен, говорит Анчишкина. Но в других регионах, уточняет она, могут быть предложены и другие решения. Оценив региональный опыт, министерство выберет оптимальные. Такие лучшие практики можно выносить на федеральный уровень. Развитием нормативной базы займется межведомственная рабочая группа, куда войдут ведущие эксперты, представители минэкономразвития, Счетной палаты и пилотных регионов.
Тем временем
Действующей системой госзакупок недовольны и сами предприниматели. Одной из главных проблем они называют "откаты", признают авторы доклада по госзакупкам, подготовленного ГУ-Высшая школа экономики. До реформирования системы госзакупок об "откатах" говорили 34 процента фирм, спустя три года после реформы их стало почти 40 процентов.