27.09.2010 00:35
Культура

Герард Васильев отметил свой юбилей в тоге Цезаря

Герард Васильев свой юбилей отпраздновал премьерой
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (5296)
Читать на сайте RG.RU

В театре "Московская оперетта" тепло отметили 75-летие одного из любимейших артистов "легкого жанра" Герарда Васильева. Юбиляр был в прекрасной форме и вышел на сцену в новой роли римского цезаря, влюбленного в юную египтянку Клеопатру.

Это была премьера, которая готовилась специально к двойному юбилею: Герарда Васильева и автора мюзикла композитора Александра Журбина. В основе мюзикла "Цезарь и Клеопатра" пьеса Бернарда Шоу - второе его сочинение после "Пигмалиона", которое удостоилось чести быть положенным на музыку. В отличие от любовной комедии "Пигмалион", легко уложившейся в лоно романтического мюзикла, драма о "сверхчеловеке" Цезаре с его вполне прагматичным отношением к 16-летней египетской царице все-таки не предполагает романтической сказки, которой закончится мюзикл. Но жанр диктует свои условия: хотя два часа спектакля Цезарь и Клеопатра пребывали в отношениях скорее ментора и способной ученицы, чем пылких любовников, к финалу они вознесутся под колосники, и две половинки сфинкса, описав эффектную дугу, соединят влюбленных в романтическом апофеозе.

Музыка Журбина написана в традициях "большого оперного стиля" с широким разливом скрипок и рыданием виолончелей, в ней есть несколько поразительно красивых номеров, отданных, разумеется, главным персонажам Цезарю и Клеопатре. Но ее восприятию пока мешает давняя болезнь театра: его неготовность к микрофонному пению. Владение микрофоном требует от вокалиста специальных умений, и Театру оперетты, на сцене которого формировались русские школы мюзикла, это известно очень хорошо. Но артисты основной, академической труппы и сейчас, как встарь, работают "на галерку", нещадно форсируя звук даже в лирических сценах и прозаических диалогах - звук выходит плоский, эмоционально монотонный. Да и оркестр, несмотря на усилия дирижера Ксении Жарко, все-таки неповоротлив и звучит громоздко - он, чувствуется, еще не успел в эту музыку влюбиться и явно скучает. Впрочем, премьера, по-видимому, учит исполнителей на ходу: второй акт звучал уже значительно многообразнее, в пении появились краски и нюансы.

Сказанное почти не относится к герою вечера: опыт Герарда Васильева позволяет ему легко освоить новые условия сценического существования, его голос звучит по-прежнему молодо, он богат в оттенках, микрофон ему, в сущности, и не нужен. Но главное в образе Цезаря - в нем чувствуется личность. Парадоксальность почти ницшеанского прочтения этой истории, свойственная пьесе Шоу, перешла в мюзикл и сделала монументальную фигуру живой, обеспечила коллизии дефицитным в таком сюжете юмором. С первого выхода на сцену перед нами победитель, проигрывать не только не привыкший, но и неспособный. Гений, мудрец, все просчитавший наперед.

Хороший дуэт ему составила Василиса Николаева в роли Клеопатры. Женщины Театра оперетты славятся своей красотой, но Николаева обнаружила еще и умение играть без заметных штампов, легко преображаясь из царицы-подростка в женщину, вкусившую радость любви и сладость власти. Автор либретто и постановщик спектакля Жанна Жердер постаралась отойти от канонов "старой доброй оперетты", и даже в фигуре царской няньки и домоправительницы Фтататиты, сначала возникающей в амплуа традиционной "комической старухи", в дальнейшем прорезаются по-настоящему драматичные ноты (Инара Гулиева). Спектакль эффектен и зрелищен (художник Александр Васильев), из исполнителей выделяется Константин Ужва в роли верного оруженосца Руфия, остальные функциональны, но не более того. Жаль, что в партитуре не предусмотрено развернутых ансамблевых и массовых сцен, в таком сюжете весьма уместных, - и выходящие на финальные поклоны армии хора и балета слегка ошеломляют: где они были в ходе самого шоу?

Но в целом усилия Жанны Жердер явно дают свои плоды: артисты театра явили гораздо большую готовность играть современный мюзикл, чем в недавнем спектакле "Хелло, Долли!", и надо думать, новый спектакль станет для труппы той самой необходимой школой, без которой нет развития жанра.

После окончания спектакля прошло короткое чествование юбиляра: публику не стали утомлять чтением десятков поздравительных телеграмм и прочитали только приветствие от президента России. Соратники артиста по театру спели поздравительные куплеты на мотив "Хелло, Долли!". А потом, на сцене, превращенной в банкетный зал, Герард Васильев пообещал друзьям театра к своему следующему юбилею подготовить не менее эффектный сюрприз.

"Российская газета" желает одному из самых верных рыцарей лучезарного жанра такой же прекрасной творческой формы еще на многие годы. Пусть они будут увлекательными для артиста, его театрального дома и его многочисленных зрителей.

Театр Музыка