27.09.2010 00:48
Общество

Алексей Слаповский: Всплески самоубийств случаются во времена общественного разочарования

Надо ли ограничивать стихийный молодежный экстрим?
Текст:  Елена Новоселова Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (5296)
Читать на сайте RG.RU

Алексей Слаповский, писатель:

- В Свердловской области двое молодых людей, любители роупджампинга, разбились, прыгнув с моста, организаторы прыжков не рассчитали длину веревки.

Можно ли как-то проконтролировать подобные увлечения? Мне кажется, что нет.

Любителей роупджампинга еще как-то можно понять: они хотят испытать себя на смелость (это же почти прыжок с парашютом, только круче), глотнуть адреналина. Ну а диблоиды, устраивающие развлечение профессиональных "придурков"? Это же крайняя степень абсолютно бессмысленного экстрима. Собравшись где-нибудь на пустыре, где их найти и проконтролировать невозможно, они надевают на кого-то ватник, шлем и начинают забрасывать человека помидорами, кирпичами, чем угодно. Иногда увечат друг друга, и хорошо еще если друг друга. А как вам забава - сбросить с моста, под которым едут машины, пакет с молоком и посмотреть, что будет с водителем, насколько он испугается. Или прыгнуть с третьего этажа без страховки - типа, останусь жив или нет, покалечусь или обойдется?

Я считаю, что всплески такого рода явлений, как и всплески самоубийств, возрастают во времена общественного разочарования. Такое было во время НЭПа и чуть позже. Волна самоубийств после самоубийства Есенина, послужившего толчком, увеличение шпаны, другие экстремальные дела. Похоже, что сейчас такие же времена.

И это вовсе не значит, что молодежи нечем заняться. Есть же компьютеры, айподы. Казалось бы, сиди, тюкай, нет.

По-моему, причина в экзистенциальной опустошенности. Это реакция на отсутствие в обществе каких-то серьезных идей и задач. Идеи-то и задачи есть, но они настолько не внятны, не сформулированы. Уже который год мы живем без какой-либо более или менее внятной идеологии, без национальной идеи.

Ну а идеологии общества потребления, да еще такого, которое производить толком не научилось, приучают человека потреблять, особенно не затрачиваясь. И когда ему надоедает потреблять скорость при езде на машине, одежду, или у него, наоборот, нет средств для этого, он начинает потреблять самого себя.

К тому же, поиграв со смертью, обретаешь смысл уже в том, что остался жив. Это тоже какой-то смысл. Или его замена. Такие увлечения, как паркур и роуджампинг,- это игра со смертью. Человек издавна любил поиграть со смертью, и на самом деле не ради риска. За этим - очень серьезные проблемы поиска смысла.

Такие увлечения трудно обернуть во что-то приемлемое. Управлять ими трудно, потому что они зависят не сами от себя, но от суммы иных причин. Хотя если бы у нас, например, телевидение было государственным - не по форме собственности, а по ответственности и присутствию общественных интересов, можно было бы попробовать делать какие-то передачи.

Пока же борьба с такими явлениями сродни борьбе с варварски разбитыми телефонами-автоматами 10-15 лет назад. Появились мобильники, и проблема решилась сама собой.

Это явление слишком принадлежит времени. И с ним трудно бороться, не меняя жизнь общества. По телевизору им что-то внушать - они его не смотрят. Ну а Интернет вообще забит роликами с экстримом. Любимая забава - кто-то режет себя ножичком, кто-то снимает это на камеру, чтобы выложить в Интернете и посмотреть, сколько будет посетителей. Вот и все.

нет

Андрей Макаревич, Лидер группы "Машина Времени":

- Ограничить или запретить молодежный экстрим? А как вы себе представляете такой контроль? Хотя бы технически? Милиционера, что ли, на каждом мосту поставить? Если человеку безразлично, свернет он себе шею или нет, он ее себе свернет обязательно. И рано или поздно. А то, что у нас в стране у большинства граждан невероятно занижен уровень самосохранения и нормального к себе внимания. Поэтому неудивительно, что мы в очередной раз слышим, что некто по собственной же инициативе забрался на мост, прыгнул оттуда и разбился.

Мне лично слышать это удивительно. Во всем мире прыгают с этими резинками, но что-то никто не бьется. Наверное, потому, что серьезнее относятся к своей жизни, к степени своей защиты и уровню своей безопасности.

Есть еще и, скажем мягко, неисполнение своих обязанностей теми, кто все организовал и пустил новичков к аттракциону.

Откуда берутся те, кого притягивает экстрим, притягивают занятия, связанные с риском и опасностью? Думаю, что есть люди, которые из-за ограниченного круга интересов испытывают большое удовольствие от выделения адреналина, прыгая вниз головой. Если ничего больше за душой нет, то и тянет повторить эти минуты вновь и вновь.

Меня часто спрашивают, почему я занимаюсь дайвингом, не из-за этого ли самого адреналина? Нет. Меня никогда это не привлекало. Никогда. И никакой адреналиновой зависимости у меня от дайвинга не возникло.

Во всякую чушь, что занятия охотой на диких зверей или гонки на бешеной скорости придают человеку большую мужественность, я не верю. Так думают женщины? Но я таких не встречал. С моей точки зрения, чушь собачья и выдумки некоторых теоретиков от психоанализа, что, прыгая с моста, ты сублимируешь свою агрессию или другие плохие чувства. Кто-то рассуждал, что экстрим заменяет алкоголь и курение. Бред. Если человек этим страдает серьезно, никакие прыжки с моста ему не помогут.

Дайвингом, который я считаю спокойным и комфортным видом спорта, я начал заниматься очень давно. Захотелось еще в детстве, когда по телевизору впервые увидел приключения команды Кусто. И чем сложнее мне предстоят погружения, тем серьезнее я отношусь к собственной безопасности.

И иду туда совсем не за адреналином. Случаи, граничащие с опасностью и риском, конечно, были, но совсем не из-за того, что я сам их себе устроил, а по неумению и потому что приходилось пользоваться черт знает каким снаряжением. Сейчас есть все возможности заниматься подводным плаванием, не рискуя жизнью. Инструктор, конечно, играет большую роль в безопасности клиента.

Например, в дайвинге, когда ты получаешь сертификат, он подписан номером инструктора, который тебя обучал. И если с тобой что-то произойдет под водой - через год, через два или через пять, - именно этот инструктор будет нести ответственность. Но это в цивилизованном дайвинге. Нельзя связываться с безответственным бизнесом, когда на карту ставится жизнь человеческая.

Но каждый о своей безопасности должен думать сам, в том числе и выбирая инструктора. Это твоя жизнь, а не инструктора, который тебя сейчас сбросит с моста. А если на собственную жизнь тебе наплевать, то сразу прыгай без резинки. Это проще.

Соцсфера Семья и дети Социология