Вручение главной и единственной телевизионной российской премии ТЭФИ в категории "Лица" второй год подряд проходит в Михайловском театре в Санкт-Петербурге.
Академикам стало грустно
Из-за того, что не все могут приехать в Северную столицу, московскую часть премии, которая вручалась 20 сентября в категории "Профессии", можно назвать более представительной. А питерскую (25 сентября) - более домашней и культурной.
На московской присутствовал весь цвет экрана от таких патриархов отечественного ТВ, как Анатолий Лысенко, Сергей Капица, Лев Николаев, до молодых Маргариты Симоньян, Александра Пушного и других. На питерской "медийных" лиц было меньше, зато четко выдержан дресс-код, и половина зала не переместилась с середины церемонии на банкет. В Михайловском театре, в частности, не появились многие руководители каналов, и очень не хватало Александра Роднянского, возглавляющего Пятый канал, который для Санкт-Петербурга имеет особое значение.
Московскую церемонию по телевизору не показывали. Питерскую выпустили в эфир почти ночью - вещание началось в 23.30 - на Пятом канале. Посмотреть ее могли далеко не все - разве выдержит внутрицеховая премия конкуренцию, например, с тем же "Шерлоком", который в то же время шел на Первом канале. Поэтому мы сделаем акцент на самых важных моментах церемонии: отчего погрустнели телеакадемики после вручения спецприза Лилианне Лунгиной, кто же все-таки получил награду "За личный вклад в развитие российского телевидения", почему "Школе" не дали приз как лучшему сериалу, Познер не стал лучшим интервьюером, отчего оживился зал, когда наградили Максима Аверина, Анну Ардову и ситком "Воронины", покажут ли на центральных каналах фильм "Разжалованный", что вырезали из теле-трансляции, и в чем оказалась права Ксения Собчак.
Манана осталась за кадром
Итак, перед началом питерской церемонии было две коллизии, которые обсуждались в кулуарах. Кто же из 59 предложенных персон все-таки получит премию "За вклад...", и станет ли "Школа" лучшим сериалом сезона.
Обладатель премии "За вклад..." был назван. Но не со сцены. И не в эфире. Президент телеакадемии Михаил Швыдкой, отвечая на вопрос обозревателя "РГ", сказал, что его получила Манана Асламазян за подготовку региональных кадров. Поскольку Манана в день вручения "Орфеев" находилась в Ереване, было решено, что награду ей вручат на ближайшем же конкурсе ТЭФИ Регион.
Предыстория этой победы такова - Манане Асламазян в свое время уже собирались вручать высшую теленаграду. Было это в 2007 году. По крайней мере тогда Манана была в числе претендентов.
Однако именно тогда был закрыт "Интерньюс", во главе которого стояла Манана, а сама она уехала из страны. То, что сегодня, пусть даже и тихо, "награда нашла героя" - это серьезный знак.
"Школа" пройдена со скандалом
Ситуация с тем, что Гай Германике в категории "Профессии" не дали ТЭФИ как лучшему режиссеру, явно не заслуживала попадания на первые полосы газет, когда в стране происходит столько событий. Но она туда попала, что еще раз доказало - приз именно продюсерам "Школы" за их работу был вручен совершенно справедливо. Гай Германика нелестно высказалась о телеакадемиках на страницах молодежной газеты, назвала их "пенсионерами", что заставило сомневаться - дадут ли теперь на церемонии ТЭФИ "Лица" "Школе" приз как лучшему сериалу, если таковой был предусмотрен. Приз не дали. Его получил сериал "Глухарь". И заслуженно - по рейтингам весь сезон "Глухарю" не было равных. На церемонию в Питер не прибыли ни Константин Эрнст, ни Валерия Гай Германика, ни ее знаменитая маленькая собачка. Вообще лиц и сотрудников Первого в Питере было очень мало. Особенно обидно было, что не приехал Александр Гордон, который получил "Орфея" как лучший ведущий ток-шоу. Причина проста - он не ожидал.
"Подстрочник" наизнанку
Неожиданностей на ТЭФИ "Лица" было еще несколько. Первый канал победил в очень немногих номинациях, хотя уже все привыкли, что большинство "Орфеев" - его. Никто не ожидал, что первая же награда, которая будет вручена - спецприз Академии Российского Телевидения, достанется Лилианне Лунгиной - героине фильма "Подстрочник", и письмо, которое в связи с этим прислал режиссер картины Олег Дорман, не только зачитают на весь зал, но и не вырежут из него ни слова при телевизионной трансляции. После его прочтения несколько человек в зале попытались встать, дабы выказать свое уважение автору, остальные их не поддержали и резко погрустнели.
...Владимир Познер не выиграл в номинации лучший интервьюер. Его обошла Юлия Мучник - из телекомпании ТВ 2, город Томск. Ни Мучник, ни Познера на церемонии не было.
В номинациях, касающихся информационных программ, очень сильно чувствовалось отсутствие и ведущих, и репортеров с тех каналов, которые покинули академию. Выбор был ограничен, и из предложенных вариантов вывод напрашивался сам собой - заслуженно и не в первый раз "Орфеев" получил канал РЕН, в частности, Михаил Осокин ("Лучшая информационная программа"), и "Неделя с Марианной Максимовской" ("Лучшая информационно-аналитическая программа"). Марианна получила еще один приз как лучшая "Ведущая информационно-аналитической программы".
Первый "Разжалованный"
...Когда объявили, что Максим Аверин получил приз как лучший "исполнитель мужской роли в телефильме/сериале", актер спрыгнул с балкона. Через некоторое время, услышав, что стала лучшей исполнительницей женской роли, вслед за ним с этого же балкона, прямо как была, в мини-юбке, спрыгнула Анна Ардова. Речь, разумеется, о балконе театральной ложи. Но зал, который вел себя до этого тихо, поддерживая коллег дежурными аплодисментами, внезапно ожил. Как и тогда, когда приз как лучший ситком получили "Воронины". Вячеслав Муругов - генеральный продюсер холдинга СТС (куда входят каналы СТС и Домашний) буквально светился от счастья. Между прочим, для поклонников программы истории губастых девушек Энжи и Крис будут вынесены в отдельную передачу, которая вскоре появится на канале СТС. Анна Ардова стала королевой питерской церемонии, и все этому были только рады.
Награду как самый сильный "телевизионный художественный фильм/сериал" получил фильм "Разжалованный", и это не первая его ТЭФИ в этом году. Наталья Портнова получила награду и как лучший сценарист. Проблема даже не в том, что касательно фильмов и сериалов вспоминались сильные работы канала "Россия 1", а в том, что эту картину, сделанную студией "Феникс-Фильм", на федеральных каналах никто не видел. Вопрос в том, покажут ли ее теперь, после того, как телеакадемики высоко ее оценили?
После прошлогоднего конфуза с благодарственной речью Владимира Познера, из которой при телетрансляции были вырезаны многие моменты, всех интересовало, что же вырежут на этот раз. Ничего особенного. Остались и благодарности Ирэне Лесневской, и Владимиру Кулистикову, и Олегу Добродееву... Не вырезали даже шуточный ролик "великолепной четверки" из программы "Прожекторпэрисхилтон" (победили в номинации "Ведущий развлекательной программы"), где Цекало, Ургант, Мартиросян и Светлаков ответили всем, кто ругает их за недостаточно острые шутки в адрес наших властей.
Что выбирает новое поколение
В эфир, правда, не дали часть специально записанного синхрона Ксении Собчак, где она среди прочих телевизионных деятелей рассказывала о своих взглядах на телевидение. На это можно было бы не обратить внимание, если бы Ксения не произнесла очень важную вещь. А сказала она о том, что "телевизор - это уже центр комнаты для людей старшего поколения. А что будет дальше - зависит от нас" (это в эфире осталось) и что телеведущие, которые читают суфлер - это уже невыносимо, люди хотят видеть реальных ведущих, которые говорят с ними на одном языке (это на экраны не попало). И ведь она права. Новое поколение, кстати, достойно представленное в телеакадемии (170 человек из 525), телевизор смотрит преимущественно в Интернете, и имена и названия, звучащие на церемонии ТЭФИ, не каждому из них что-то говорят. Как заметил Михаил Швыдкой, они даже не знают слов "Центральное телевидение" и "Всесоюзное радио". Изменения в отрасли происходят на невероятной скорости, до 2015 года - перехода на цифровое вещание - осталось совсем немного. И главное даже не то, смогут ли соответствовать новым веяниям и центральные каналы, куда почти не приходит молодежь, и телеакадемия, а сумеют ли сохраниться традиции и преемственность. В этом плане очень важным было присуждение Галине Шерговой (участнику войны, известному документалисту, лауреату Гос-премии и многих других наград), звания "Легенда отечественного телевидения".
когда Академия предложила нам выставить фильм "Подстрочник" для участия в соревновании, мы отказались.
Мы не хотели получать премию ТЭФИ и не хотели объяснять, почему.
Тем не менее премия присуждена. Я не могу ее принять, и вынужден объяснить причины публично.
Но сначала я хочу сказать спасибо двум людям, без которых "Подстрочник" никогда бы не попал в руки телевизионным руководителям. Это Григорий ЧХАРТИШВИЛИ и Леонид ПАРФЕНОВ.
Я хочу также выразить благодарность - понимая решительность их поступка - Олегу ДОБРОДЕЕВУ и Сергею ШУМАКОВУ, пустившим фильм в эфир.
Я хочу еще, пользуясь уникальным случаем, от всего сердца поблагодарить российскую публику, в которой никогда и не сомневался.
Я горжусь, что за "Подстрочник" голосовали мастера, которых я почитаю.
Очень надеюсь, что все они поймут меня.
Среди членов академии, ее жюри, учредителей и так далее - люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет.
Кто-то сеет и печет для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, или на военной службе, или в торговом ларьке.
На людях образованных, думающих, лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности.
Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу.
У них нет права давать награды "Подстрочнику". Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит.
Олег Дорман