Всемирная конференция подведет итоги того, что сделано для дошколят в мире по программе "Образование для всех", принятой десять лет назад.
На конференции собрались делегации из 120 стран мира, среди гостей - 65 министров образования.
- Очень важно, что конференция проходит в России. Это значит, что она играет серьезную роль в развитии дошкольного образования, - подчеркнул, приветствуя участников министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он рассказал о том, что по подобию конкурса "Учитель года" в России будет проходить конкурс "Воспитатель года". Это поможет поднять престиж профессии педагога и привлечь кадры в детские сады. Что касается зарплаты, министр заявил: надо сделать так, чтобы она зависела от результатов работы.
России есть чем гордиться. Так, сделаны важные шаги для развития инклюзивного образования: дети с синдромом Дауна, аутизмом, другими тяжелыми недугами, которые ставили на ребенке клеймо "необучаемый", получили реальную возможность заниматься в обычной школе благодаря тому, что прошли подготовку в инклюзивных детских садах.
Семнадцать московских дет садиков были включены в программу ЮНЕСКО и стали ресурсными центрами по отработке обучающих и развивающих программ. К примеру, детский сад N 2523 специализируется на интеллектуальном развитии малышей, а детский сад N 557 использует обучающие программы с учетом гендерных различий.
Детский сад N 288 работает по программам инклюзива.
Еще одно важное достижение российской системы дошкольного образования - легализация частных, в том числе корпоративных, а также семейных детских садов. В начале сентября "РГ" опубликовала новые СанПиНы, которые позволяют открывать группы для детей не только в специально приспособленных зданиях, но и в небольших помещениях, где можно разместить 5-7 детишек. А для прогулок подойдет близлежащий парк. Частные детские сады теперь легально могут принимать детей на 7-8 часов или даже круглосуточно. Корпоративные детские сады есть, к слову, и при штаб-квартире ЮНЕСКО. Людмила Швецова, первый заместитель столичного мэра, призналась:
- Детский сад в штаб-квартире ЮНЕСКО стал примером. Мы готовы начать эксперимент.
Несмотря на успехи в области дошкольного воспитания, самое печальное в том, что мест в яслях и детских садах катастрофически не хватает.
Ирина Бокова, Генеральный Директор ЮНЕСКО:
- Детям нужны уход и воспитание с самого раннего возраста. Первые пять лет жизни ребенка - это лучшее время, чтобы направить его развитие по правильному пути. Нищета, недоедание и безграмотность родителей обрекают миллионы детей на лишения.
Не только правильно, но и разумно было бы устранять эти проблемы в самом начале, обеспечивая детям нормальные условия для роста и развития. Каждый доллар, вложенный на ранней стадии, прирастает несколькими и раскрывает потенциал, подавленный нищетой.
Сейчас, когда мы анализируем результаты прошедшей на прошлой неделе в ООН встречи, посвященной Целям Развития Тысячелетия, самое время поставить вопрос о воспитании детей младшего возраста в самый центр всеобщей борьбы за искоренение бедности. Всемирная конференция по воспитанию детей младшего возраста (ВК ВДМВ), созванная ЮНЕСКО в Москве на этой неделе, дает прекрасную возможность начать этот процесс.
Немногие сегодня сознают, насколько разрушительными оказываются последствия, к которым может привести лишение детей младшего возраста надлежащего воспитания. Возможно, все еще сохраняется вера в то, что малообеспеченные дети, попав в школу, догонят в развитии своих сверстников. Конечно, школа и преподаватели могут изменить ситуацию, однако горький опыт детства неизбежно оставляет неизлечимые шрамы.
К примеру, голод. В этом году в развивающихся странах около 178 миллионов детей, которым пришлось испытать недоедание в раннем детстве, достигнут школьного возраста. Для многих из этих детей, недоедание началось еще до рождения - в чреве матери. Совершенно очевидно, что недоедание в раннем возрасте пагубно влияет на развитие мозга, и это сказывается негативно на уровне усвоения знаний. И это, в свою очередь, запускает порочный круг лишений и бедности.
Именно поэтому мне бы хотелось, чтобы политические лидеры и агентства ООН работали гораздо более слаженно и эффективно, и чтобы они соединяли вопросы образования с более широким кругом вопросов по детскому воспитанию и заботе о материнстве.
Изменить это положение поможет воспитание и образование детей младшего возраста. Качественные дошкольные образовательные учреждения создают для детей атмосферу, которая позволяет им развивать социальные, поведенческие и общие познавательные навыки, важные для подготовки к школе и дальнейшей жизни. В условиях финансовых трудностей, которые испытывают сегодня многие страны, министерства финансов, вряд ли с радостью встретят предложения об увеличении вложений в воспитание детей младшего возраста - и это вполне понятно. Однако недостаточные инвестиции в раннее детство - это ложный путь экономии.
Когда дети обучаются по качественным программам дошкольного воспитания, они с большей вероятностью будут успешны в учебе и приобретут такие навыки, которые обеспечат им более высокий уровень заработной платы, а значит - развитие экономики и рост занятости. По оценкам одного из лауреатов Нобелевской премии по экономике, на один доллар, вложенный в программы раннего воспитания, приходится восемь долларов прибыли. Фактически, если говорить языком экономики, то инвестиции в воспитание детей младшего возраста дают более высокую прибыль, чем вложения в профессионально-техническое и даже университетское образование. Вопрос, который на самом деле должны задать себе министры финансов, глядя на эти показатели, мог бы звучать так: а может ли их страна позволить себе не делать подобных вложений.
Главной целью всех программ для детей младшего возраста является всеобщий охват. К сожалению, мы продвигаемся к достижению этой цели слишком медленно и слишком неравномерно. Исследования ЮНЕСКО показывают, что во многих странах у детей из благополучных семей в десять раз больше возможностей получить доступ к дошкольному воспитанию, чему у их неблагополучных сверстников. При этом именно бедные слои населения больше всего нуждаются в поддержке, и именно они могли бы получить наибольшую пользу от вложений в воспитание и образование детей младшего возраста.
Международные встречи на высшем уровне в конечном счете следует оценивать по их результатам. Нам всем известны социально-экономические выгоды, которые приносит воспитание и образование детей младшего возраста. Настало время перейти от обсуждения к разработке и реализации программ, предназначенных для самых маргинальных слоев общества. Я надеюсь, что Московская встреча станет новой вехой в судьбе тех детей, чьи жизненные перспективы губит бедность. Дети этого совсем не заслуживают.
Фото: РИА Новости