28.09.2010 00:40
Экономика

"Президент Комитета 20": Женщин среди руководителей компаний в России - лишь около 9%

Что мешает прекрасному полу использовать свой карьерный потенциал
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №36 (769)
Читать на сайте RG.RU

"Комитет 20", объединяющий наиболее успешных женщин-лидеров современного российского бизнеса, представил нестандартное социологическое исследование, в котором подробно рассмотрел массу любопытных тенденций построения карьеры как мужчинами, так и женщинами. В материале озвучены неписаные законы - нормы и правила игры в российском корпоративном мире, обозначены существующие типы лидеров и их мотивация.

Президент "Комитета 20", член правления, заместитель генерального директора ОАО "СУЭК" Анна Белова ответила на вопросы "Российской бизнес-газеты".

- Анна Григорьевна, какова основная идея исследования?

- Основной идеей исследования стали особенности построения для современных менеджеров карьеры в России. Было интересно проанализировать, что является движущими мотивами, факторами, как вырастают профессиональные руководители. Почему мы так часто сталкиваемся с претендентами на руководящие позиции, у которых и амбиции есть, и желание получать хорошую зарплату есть, а вот готовности принимать нестандартные решения и нести за них ответственность нет.

Сегодня мы много говорим, что российская экономика вступает в новый этап. Нам нужны инновации, модернизация, новые технологии. Но для этого нужно новое поколение менеджеров - активных, энергичных людей. Что мешает их появлению? И насколько мотивы менеджеров и работодателей совпадают? На все эти вопросы мы и постарались найти ответы в ходе исследования.

- Много ли в России женщин-руководителей?

- Среди руководителей компаний - около девяти процентов, среди председателей советов директоров - четыре.

- Насколько результаты исследования вас удивили?

- Полученные результаты позволяют по крайней мере выявить узкие места, диагностировать проблемы и определить направления, в которых необходимо предпринимать определенные действия. Интересными оказались несколько моментов. Например, явно обозначились зоны, в которых присутствует пресловутая гендерная разница. Среди опрошенных достаточное количество мужчин называли в качестве необходимого условия карьерного роста включение "в обойму", наличие личных связей. Для женщин существенным фактором является профессионализм, готовность учиться и расти; поддержка извне для них менее значима.

- В мире сейчас наблюдается тенденция к увеличению числа женщин на высших руководящих постах. С какими проблемами карьерного роста они сталкиваются?

- Отвечая на вопрос о внешних, не зависящих от женщины факторах, мешающих сделать карьеру в России, респонденты назвали следующие: вмешательство близких, способных подавить стремление к карьерному росту; существующие негативные стереотипы в отношении женщины-руководителя; неформальные договоренности об исключительно мужских вакансиях.

- Такая договоренность действительно существует?

- Я знаю, что до сих пор в практике российских рекрутинговых агентств нередки случаи, когда компании, делая заявку на подбор руководителя высокого ранга, специально оговаривают, что готовы рассматривать лишь кандидатов-мужчин. Работа руководителя признается большинством респондентов как "мужская", а треть респондентов считают женщину-руководителя "скорее исключением из правил".

- Есть и внутренние барьеры, препятствующие карьерному росту женщин?

- Безусловно. Главный из них - убежденность самих женщин, что их удел - семья, а работа вторична. По сути прекрасный пол недооценивает свой лидерский потенциал.

У нас в России этакое "мускулистое" общество. Мужчины сходили в баню, выпили водки, глядишь, а у них уже и бизнес вместе. А женщину, сделавшую карьеру, обвинят во всех тяжких грехах. Поди докажи, что ты профессионал с большой буквы и талантливый руководитель и что ты всего добилась сама без протекции мужчин...

Вероятно, распространенность такого формата отношений в российском бизнесе и порождает стереотипы о том, что женщина не может пробиться на руководящий пост без протекции мужчины. Иностранные компании предпочитают более официальный стиль - там и отношение к женщине в роли руководителя иное.

- Почему российские женщины недооценивают собственный потенциал?

- Действительно, качественный этап исследования подтвердил, что главным препятствием на пути к успеху является внутреннее состояние россиянок, часто они сомневаются в себе, не умеют правильно подать свои идеи. В России вообще женщинам чаще приходится доказывать свою компетентность. При одинаковых условиях, когда мужчина-руководитель принимает ошибочное решение, окружающие обычно ему это прощают. А если женщина-руководитель приняла решение, которое впоследствии оказалось ошибочным, в 90 процентах случаев ее назовут некомпетентной и дальнейшая ее карьера окажется под угрозой. По-настоящему успешными становятся лишь те женщины, которые готовы преодолевать всевозможные препятствия и сложности и способны "держать удар". Женщинам-лидерам приходится доказывать, что они руководят не по нелепому стечению обстоятельств. Но что любопытно: участники глубинных интервью подметили важный феномен - разговоры о препятствиях на пути женской карьеры нередко используются в качестве оправдания.

- Хотя женщины-руководители давно не редкость, к ним как к лидерам часто относятся с недоверием. Почему?

- Свыше половины опрошенных согласны с тем, что в управлении компанией обязательно должны принимать участие женщины. Этот тезис чаще разделяют в столице, нежели в регионах. Но с другой стороны, в качестве своего непосредственного руководителя 40 процентов опрошенных предпочли бы видеть мужчину и в десять раз меньше - женщину. Мужчины чаще женщин выражают желание работать с руководителями-мужчинами. "Не хочу подчиняться бабе" - прямая цитата одного из респондентов. Зато мужчины-руководители готовы в принципе приглашать женщин на руководящие позиции под собственным руководством, если кандидатура соответствует предъявляемым профессиональным требованиям. Кстати, по результатам исследования, "смешанные" команды всегда работают успешнее, чем однополые.

- Какие рекомендации вы бы дали женщинам-руководителям?

- Я согласна с нашими респондентами. Надо быть уверенной в себе, ничего не бояться и не изменять своим принципам. Однако главное, на мой взгляд, действовать.

- Не последнюю роль в карьере российских управленцев играют удача и поддержка мудрого наставника, материальные стимулы.

- Поддержка внешнего окружения имеет в России свои национальные особенности. Наличие деловых связей для успешного продвижения по службе отметили 46 процентов опрошенных. И, как я уже сказала, руководители-мужчины придают этому фактору большее значение, чем женщины (55 процентов против 35).

О деньгах. Деньги не являются главным фактором в развитии карьеры. Для многих россиянок бизнес - средство для достижения независимости и возможность для самореализации.

- Чем отличается продвижение по службе в иностранных компаниях от построения карьеры в российских?

- В российских компаниях большое значение имеют личностные качества руководителя: умение стратегически мыслить, аргументированно защищать свою позицию, нести ответственность, жестко организовывать работу. В иностранных компаниях ситуация иная. Важны личная результативность сотрудника, уровень образования как высшего, так и дополнительного. Обращают особое внимание на мобильность и готовность работать в других регионах.

- Есть ли в России национальные особенности карьерного роста?

- Исследование показало, что некоторые отличия есть. Так, в России большой процент опрошенных утверждают, что на этапах развития их карьеры существенную роль играл фактор случайности. Аналогичные опросы, проведенные в западных компаниях, говорят, что карьеристы строят свою карьеру целенаправленно и заранее планируют. Как ни странно, у нас же много лидеров, которые становятся таковыми в силу жизненных обстоятельств.

Бизнес