28.09.2010 00:43
Экономика

Сергей Шапигузов: Кризис не так сильно повлиял на рынок аудиторско-консалтинговых услуг

После кризиса компании и банки разбираются с новыми активами
Текст:  Сергей Шапигузов (президент компании ФБК)
Российская Бизнес-газета - : №36 (769)
Читать на сайте RG.RU

Мировой кризис оказался для рынка аудиторско-консалтинговых услуг гораздо менее разрушительным, чем можно было ожидать. Самые мрачные прогнозы не оправдались, и масштабного сжатия этой сферы, по крайней мере в России, не произошло. Нет сомнений, что подъем отечественной экономики будет сопровождаться бурным ростом спроса на услуги консультантов.

Пока ситуация в разных областях профессиональных услуг сильно различается. До недавнего времени в консалтинге все было сложнее, чем в аудите. На то есть объективные причины: аудит для крупных компаний в России обязателен, в то время как финансовый консалтинг напрямую зависит от состояния потребителей его услуг - предприятий реального сектора экономики, кредитных учреждений, инвестиционных компаний и т.д. Обычно расходы на консультационные услуги одними из первых попадали под секвестр бюджета. Предприятия предпочитали либо собственными силами сделать то, что ранее планировали передать на аутсорсинг консультанту, либо отложить проект до лучших времен, либо вовсе от него отказаться. Исследования ФБК в области M&A, которые наша компания ведет все два десятилетия своего существования, зафиксировали заметное снижение сделок по купле-продаже предприятий в 2009 году. В то же время рынок слияний и поглощений среднего бизнеса показал большую устойчивость в сравнении с сегментом крупного бизнеса.

Однако сегодня, после некоторого спада, наметилась тенденция увеличения спроса на оценку и стоимостное консультирование. Это связано как с возросшей потребностью клиентов в оценке залогов, так и с активизацией процессов финансовой реструктуризации. В частности, начал расти спрос на оценку активов для целей МСФО, поскольку потребовалось привлечь дополнительные средства инвесторов в бизнес, провести его реструктуризацию и тест на обесценение активов. Сработали тут и еще два фактора. Во-первых, возросшая активность госкорпораций, прежде всего "Роснано", связанная с реализацией инвестиционных проектов и созданием наноцентров в России. Во-вторых, при нехватке ресурсов бизнес обратил внимание на ранее не оцениваемые и не признаваемые в финансовой отчетности нематериальные активы, которые также имеют стоимость и способны генерировать доходы. Дальнейший рост рынка оценочных услуг, на наш взгляд, будет обусловлен постепенным налаживанием кредитования, а также продолжением перераспределения активов.

Стабильным, даже в кризис, оказался спрос на юридический консалтинг. Это связано, в частности, с усилением внимания контролирующих органов к схемам, применяемым компаниями. А как только стали появляться свидетельства разворота экономики к росту, сразу проявился "отложенный спрос" на услуги юристов. Услуга due diligence - всеобъемлющая проверка бизнеса компании - сегодня переживает настоящий бум, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, крупные банки начинают разбираться с теми активами, которые они получили за долги. В рамках прошлогодней волны margin-call кредитные учреждения получили большое количество активов, ценность или бесполезность которых только теперь они начинают осознавать. Во-вторых, в самых разных сегментах рынка происходит перераспределение сил игроков. Многие из тех, кто в "тучные годы" предпочитал рисковать, сегодня оказались в весьма сложном положении и уже сходят со сцены. И наоборот, ряд игроков, выбиравших в качестве стратегии поведения осторожность, приближаются к лидерам. Сказалась и активизация инвестиционных компаний. С началом финансовой турбулентности инвесторы затаились и только сегодня начинают подавать признаки жизни. При этом, наученные горьким опытом, они действуют очень осторожно, избирательно.

Заметная тенденция последних месяцев - существенное увеличение тендеров и конкурсов, требующих от аудиторов и консультантов серьезной подготовительной работы. Возникают конкурсы даже не на оказание конкретных услуг, а на само право предоставлять эти услуги - так называемая "аккредитация". Подготовка к таким конкурсам довольно трудоемка, а результат не просчитывается. Ведь участвуя в аккредитации, не всегда возможно представить себе объемы услуг, которые будут заказаны в будущем. В итоге сильно возросли расходы по "пресейлу".

В разгар кризиса некоторые компании начали откровенно демпинговать. Свой вклад в создание почвы для демпинга внес и знаменитый закон 94-ФЗ. Вернее, те правила, которыми должны руководствоваться организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Оценка заявки, представленной на тендер, проводится по набору критериев. При этом вес критерия "цена" составляет минимум 35%, а качественные критерии - максимум 20%. Понятно, что в выигрыше окажется тот, кто предложит абсолютный минимум. Для решения этой проблемы нужно вернуться к правилам, которые предусматривают защиту от демпинга. Для профессиональных услуг было бы логично применять соотношение 30% - цена, 70% - качество, квалификация, сроки исполнения работ, гарантии. Однако эту проблему российским законодателям еще только предстоит решить.

Большое влияние на российский рынок аудита в этом году оказал переход к саморегулированию. СРО получили довольно весомые полномочия - в частности, право исключать своих членов, которые нарушают стандарты качества работы аудиторов. Пока в России идет становление института саморегулирования. Только что закончился организационно-технический этап - создавались реестры членов СРО, определялся порядок, в котором они будут проходить контроль качества, каждая СРО образовала свои контролирующие структуры. Убежден, что полный, достоверный и доступный реестр аудиторов и аудиторских организаций - это один из основных инструментов, позволяющих понять, что такое аудиторская профессия, что происходит на нашем рынке. Очень важно, чтобы весь реестр был открытым, чтобы он был доступен в Интернете, чтобы любой желающий мог с ним познакомиться. Там должна быть хотя бы минимальная информация: адрес и телефон. А как максимум еще ряд количественных параметров, в том числе и объем оказываемых услуг. В этом случае отпадет необходимость создания рейтингов, которые сегодня делают несколько масс-медиа: они будут формироваться автоматически, причем станут доступны всем и в любой момент. А главное - будут гораздо ближе к реальности, поскольку отчетность, которую каждая компания предоставляет в СРО, будет реальной.

Валютный рынок