28.09.2010 00:40
Экономика

В Москве прошла 5-я Международная выставка деловой авиации

В Москве прошла 5-я Международная выставка деловой авиации
Текст:  Сергей Птичкин
Российская Бизнес-газета - : №36 (769)
Читать на сайте RG.RU

На салоне JetExpo-2010 не только демонстрировались последние новинки самолетов класса VIP, но и обсуждались пути выхода из кризиса, который именно бизнес-авиацию затронул очень сильно.

Открыто говорилось, что восстановление рынка бизнес-перевозок остается скорее надеждой, чем реальностью. В качестве примера можно привести такой показатель: в 2008 году свои экспозиции на JetExpo показывала 91 компания, сейчас оказалось лишь 58 участников.

Среди участников салона уменьшилось количество ключевых игроков отрасли - операторов деловой авиации и производителей самолетов. Некоторые фирмы и вовсе разорились. Тем не менее экспозиции салона, которые размещались в "Крокус Экспо" и во Внуково-3, были достаточно яркими и информативными. Даже удивительно, но, несмотря на все экономические потрясения, интерес к самолетам класса VIP в России не снижается.

Возможно, это объясняется тем, что деловая авиация на внутреннем рынке нашей страны присутствует очень давно. После войны организации, причастные к работам над атомной бомбой, стратегическими бомбардировщиками и ракетами, обзавелись собственным авиапарком. Салоны таких лайнеров полностью переоборудовались. В них появились служебные кабинеты, совещательные комнаты, отдельные места для отдыха и многое другое, что значительно позже стало естественным атрибутом бизнес-джетов.

Сейчас деловая авиация делится на несколько видов. Есть очень комфортные самолеты для доставки избалованных пассажиров к месту проведения бизнес-встреч или отдыха, они, как правило, небольшие и для совещаний не предназначены. Есть настоящие летающие офисы. В таких лайнерах максимум удобств. Они разбиты на отдельные отсеки, в которых можно вести сразу несколько переговоров. Есть каюта главного пассажира. Как правило, обязательно наличие душа. А есть настоящие летающие дворцы, отделка которых может стоить больше самого авиалайнера. В кулуарах салона говорилось о том, что один из российских олигархов выразил желание купить самый большой в мире пассажирский самолет А-380 и переделать его в свою крылатую резиденцию.

Центральный аэрогидродинамический институт оценил перспективу развития рынка деловой авиации. Некоторые цифры были опубликованы в информационном обзоре ShowObserver JetExpo-2010.

По мнению экспертов ЦАГИ, численность российского парка бизнес-самолетов к 2025 году достигнет 600 самолетов. При этом наибольшим спросом будут пользоваться два типа специализированных административных самолетов.

Один должен иметь высокую дозвуковую скорость полета и дальность до 3500 км. Другой тип - это сверхзвуковой бизнес-джет, предназначенный для тех, кто живет по принципу: время - деньги.

Несмотря на то что оценку делали специалисты высокого класса, с ними можно поспорить. Они явно недооценили емкость внутреннего рынка и динамику его развития. Уже сейчас в собственности россиян - частных лиц и крупных компаний - находится не менее 450 самолетов. Возможно, и больше. Точное число определить трудно, так как большинство машин зарегистрировано на Западе. Их бы регистрировали и на родине, но отечественное воздушное законодательство настолько отстало от темпов роста рыночной жизни, что регистрация частных VIP-самолетов у нас не только невыгодна, но и чрезвычайно сложна. К тому же ряд бизнесменов опасаются, что как только они объявят о том, что являются владельцами собственных самолетов, так сразу привлекут к себе внимание контрольно-финансовых органов или криминальных структур.

Между тем регистрация частного бизнес-джета за рубежом не только сказывается на наполняемости государственного бюджета, но и отягощает жизнь деловым людям, если им вдруг потребуется начать активно летать внутри России.

Как считают эксперты, выполняя полеты по России на воздушных судах с иностранной регистрацией, их владельцы неизбежно столкнутся с рядом юридических рисков и с риском возникновения ответственности. В случае летного происшествия или иной нештатной ситуации есть опасность остаться без страховых выплат и даже вероятность изъятия самолета у его владельца. Такие случаи, увы, были.

Тем не менее большинство самолетов деловой авиации, прямо или косвенно принадлежащих российским юридическим и физическим лицам, продолжают регистрироваться за рубежом. Дело в том, что помимо перечисленных выше опасений быть заподозренными в финансовых нарушениях или стать жертвами преступного рэкета есть еще и банковская тонкость.

Многие иностранные банки предпочитают, чтобы на их кредиты, залоги и лизинговые займы не распространялось российское право. К тому же на Западе пока еще несравнимо выше уровень технического обслуживания частных самолетов по сравнению с Россией. Тем не менее доля частных самолетов, принадлежащих гражданам России и регистрируемых в России, будет расти. Это объективная реальность.

В мировой бизнес-авиации появилась еще одна интересная тенденция, которая в последнее время находит немало сторонников и в нашей стране. Суть ее в том, что появляются целые компании, специализирующиеся на предоставлении в аренду бизнес-джетов самого различного класса. Все расходы по содержанию и эксплуатации VIP-самолетов компания берет на себя, так же как и оформление разрешительных документов на полеты через государственные границы или внутри одной страны. Клиенту остается лишь сделать своевременный заказ и перечислить перечень необходимых ему услуг. Уже появились настоящие клубы бизнесменов, пользующихся только арендованными самолетами. С одной стороны, это значительно дешевле, чем содержать свой собственный борт, а с другой - сохраняются все удобства бизнес-перелетов.

Эта услуга рассчитана в первую очередь на состоятельных, но не безумно богатых людей. Если бизнесмен - активный деловой человек, но его личный капитал составляет десять - двадцать миллионов долларов, то содержать собственный самолет ему будет накладно. А вот быть членом клуба арендаторов бизнес-джетов самого высокого класса - вполне по карману. Клиентам предлагаются самые различные и весьма привлекательные программы вплоть до долевого владения полюбившимся самолетом.

Салоны лайнеров, предоставляемых, так сказать, работающим миллионерам, максимально комфортны и оформлены лучшими дизайнерами интерьеров частных самолетов. На борту обязательно имеется полный комплект информационных услуг, включая новейшие системы связи и развлечений. Пассажиры этих самолетов имеют возможность в полете хорошо пообедать, отдохнуть и эффективно поработать.

С учетом того, что рынок авиаперевозок в Западной да и в Восточной Европе почти максимально насыщен, Россия становится все более привлекательной для авиаперевозчиков всего мира, в том числе тех, кто специализируется на услугах VIP-класса. Многие уверены, что нашу страну ждет бум развития региональной авиации, в которой бизнес-джеты сыграют заметную роль.

Авиатранспорт