Кластерный принцип позволяет в относительно короткие сроки и с меньшими затратами создавать приемлемую инфраструктуру для крупных производственных площадок. А значит - сюда проще привлекать солидных инвесторов. В связи с этим власти регионов все чаще обращаются к такому методу развития промышленности.
Калужская область
Пожалуй, именно этот регион стал законодателем новой экономической моды. Не удивительно, что местный автокластер продолжает наращивать объемы. Так, в ближайшее время канадская компания - один из крупнейших в мире производителей автокомплектующих - намерена открыть здесь завод по производству пластмассовых компонентов. Заказчиками, как планируется, станут предприятия известных автомобильных фирм, разместившие свое производство в регионе.
По словам замгубернатора Максима Акимова, по итогам полугодия доля Калужской области в производстве иномарок на российском рынке составила 31 процент, а к 2020 году этот показатель достигнет 50 процентов. Этому немало способствует тот фактор, что, помимо производства автомобилей, на Калужской земле создана серьезная база поставщиков. Все это помогает локализации сборочного процесса.
По сути, именно так выглядит полноценный промышленный кластер. Однако власти считают, что пока эта промышленная группа - лишь на пути своего формирования. "У нас новые цели по глобальной локализации, созданию базы технологических компетенций и поддержке инноваций, а также организации условий для жизни и работы специалистов", - заявил Максим Акимов на конференции в рамках Московского международного автосалона.
Для ускорения процесса локализации область предлагает инвесторам два проекта. В "А-парке" помещения строят под потребности конкретного инвестора и сдают в аренду, а "Б-парк" предоставляет уже готовые площади. Есть примеры, когда компания, создавшая свое предприятие в "А-парке", в дополнение размещает заказы на небольших производствах "Б-парка". Причем таких случаев успешной кооперации иностранных компаний с калужскими предприятиями становится все больше.
Тем временем регион сделал первый шаг в создании кластера фармацевтики и биотехнологий. Подписано соглашение с крупнейшей российской фармацевтической компанией об открытии в Обнинске производства отечественных противовирусных препаратов.
Калужская область одной из первых заявила о желании организовать такой кластер, представив соответствующую стратегию. По словам министра экономического развития региона Руслана Заливацкого, за последние десять лет объем производства фармацевтической продукции в области вырос в 46 раз. Сейчас в сфере медицинских технологий работают 39 компаний, в том числе три известных международных бренда. И одна из задач стратегии формирования кластера фармацевтики, медицинских и биотехнологий - "довести это число до 50".
На предприятии, которое намерены запустить через 2,5 года, будет производство полного цикла двух фармацевтических продуктов компании. Общий бюджет проекта оценивается в 1,1 миллиарда рублей. На новом предприятии предполагают создать 170 рабочих мест.
Помимо производства лекарств и медицинских препаратов, в регионе намерены развивать два инновационных проекта. Как пояснил Руслан Заливацкий, в первую очередь это открытие центра по разработке лекарственных средств нового поколения. Так называемый "Парк активных молекул" должен помочь разработать и реализовать инновационные проекты в области фармацевтики. Во втором случае речь идет о создании совместно с Росатомом федерального высокотехнологичного центра ядерной медицины в Обнинске. Это современный медицинский комплекс, предназначенный для проведения высокотехнологичного лечения пациентов со злокачественными опухолями и заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Ярославская область
Фармацевтику выбрали сферой приложения сил и в Ярославской области. Впрочем, здесь сегодня формируются сразу несколько кластеров, в частности лакокрасочный, автокомпонентов, технических тканей, туристско-рекреационный. Но все они представляют традиционные для региона отрасли экономики, а фармацевтика подразумевает принципиально новые производства.
В рамках этого кластера в регионе активно реализуют сразу три проекта: идет строительство заводов по производству препаратов для лечения инфекций (бактериальных, вирусных, грибковых), сахарного диабета и онкозаболеваний; неврологического и кардиологического профиля, а также нановакцин и нанолекарств против вируса гриппа птиц и человека. В ближайшей перспективе возможно также строительство завода по изготовлению фармацевтических субстанций.
Первое предприятие должно открыться уже в этом году, два других - до 2012-го. Кластер развивается столь успешно, что область включили в Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года как перспективный регион для размещения новых фармпроизводств.
Кстати, в начале сентября губернатор Сергей Вахруков и руководители российского подразделения известной швейцарской фармацевтической компании подписали меморандум о сотрудничестве. Иностранная фирма примет участие в подготовке и переподготовке ярославских фармкадров, а также будет проводить исследования и клинические испытания новых препаратов.
Тульская область
Промышленная зона в Новомосковске, где сосредоточились в основном крупные химические предприятия, была создана еще при советской власти. Уже при планировке города было решено отнести вредные цеха подальше от жилых кварталов. Со временем каждое из предприятий пошло своим путем развития. Менялись собственники, приходили иностранные и отечественные инвесторы. Имеющееся производство требовало расширения, в промзоне появлялись заводы новых компаний... Но одновременно с этим ветшали коммуникации, дорожная инфраструктура стала, пожалуй, одним из самых больных вопросов. Конечно, ни одно предприятие, насколько бы финансово стабильным оно ни было, не могло потянуть в одиночку реконструкцию всей инфраструктуры.
Решением проблемы стала идея объединения в кластер. Этот пилотный проект комплексного развития территории, финансируемый совместно с Инвестфондом РФ, базируется на увеличении производственного потенциала ключевых предприятий района, а также создании новых производств. Инвестиции в строительство Новомосковского кластера составляют около 46 миллиардов рублей, из которых примерно пятая часть - средства федерального и областного бюджетов. Сейчас подходят к завершению работы по реконструкции дорожной инфраструктуры. В начале сентября был открыт новый железнодорожный мост через реку Любовка. Стоимость сооружения длиной 275 метров - 2,8 миллиарда. На завершающей стадии и строительство автомагистрали в Новомосковске с четырехполосным путепроводом, который позволит существенно разгрузить транспортный поток в райцентре.
Помимо этого, в планах региональных властей создание еще двух кластеров - в Алексинском и Узловском районах. Основу первого составят девять проектов - это и реконструкция имеющихся предприятий, и строительство новых. На той же площадке, как сообщает пресс-служба администрации области, планируется создание индустриально-логистического комплекса, состоящего из оборудованных площадей для размещения производств, строительства теплоэлектростанции, работающей на угле. Для выработки электрической и тепловой энергии, в том числе для предприятий кластера, создается энерго-угольная компания. Сумма инвестиций на развитие промышленных объектов Алексинского кластера составит 186 миллиардов рублей. Сейчас быстрыми темпами ведется реконструкция моста через реку Ока. Стоимость этого проекта - около 1,4 миллиарда рублей.
Планируемая специализация Узловского промышленного округа - машиностроение. Промплощадка в 1500 гектаров позволит разместить до 50 предприятий, а также необходимые объекты инфраструктуры. Общие затраты на подготовительные работы по организации промышленного округа составят 150-200 миллионов рублей, необходимых на приобретение земельного участка, и 250 миллионов - на проектирование электроподстанции, подъездных железнодорожных и автомобильных путей. Предусматривается также строительство жилья для квалифицированных рабочих кадров промышленных округов.
Смоленская область
Создание транспортно-логистического кластера "Смоленский" начнется, как только у региона появится надежный партнер.
- Мы провели переговоры с французскими инвесторами, встречались с немецкими специалистами в сфере логистики, намерены представить этот проект на российско-литовском деловом форуме, который состоится в Смоленске в конце сентября, - сообщил вице-губернатор Александр Долгов. - Все эти встречи позволяют оценить интерес европейских инвесторов к нашему проекту. Мы считаем его очень важным, поэтому хотим найти надежного, опытного и ответственного партнера.
Первая презентация проекта кластера состоялась в Париже на крупнейшей европейской выставке транспорта и логистики SITL Europe 2010 в марте. Основной упор был сделан на максимально полное использование выгодного географического положения региона. Через Смоленскую область проходит больше 80 процентов всех грузов, поступающих в Россию из Европы автотранспортом. Регион пересекает не только крупнейшая на сегодня российская магистраль М-1, но и транспортный коридор от балтийского порта Усть-Луга на юг России и дальше - в Пекин. В ближайшие пять-шесть лет на этом направлении ожидается двукратное - до 200 миллионов тонн в год - увеличение грузопотока.
В состав кластера войдут транспортно-логистический терминал и мультимодальный комплекс, которые позволят ежедневно обрабатывать около трех тысяч грузовых автомобилей и более 250 железнодорожных вагонов, создать 4,5 тысячи рабочих мест. Для размещения этих объектов администрация региона выделила под Смоленском земельный участок площадью около 90 гектаров. Воплощение проекта в жизнь, по оценкам Александра Долгова, начнется в 2011 году.
Рязанская область
В Рязанской области намерены создать особую экономическую зону в Пронском районе. Эта территория выгодна для развертывания крупного промышленного кластера прежде всего близостью к энергоресурсам. В настоящее время в региональном правительстве идет промежуточный отбор потенциальных резидентов для работы в этой зоне. По сообщению пресс-службы губернатора, на сегодняшний день свое участие в проекте подтвердили девять промышленных компаний. Все они выразили готовность вкладывать инвестиции и строить в рамках объединения предприятия по производству различного рода оборудования, оптоэлектроники, энергетических установок и другой продукции.
Суммарный объем предполагаемых инвестиций составляет 46,7 миллиарда рублей. По мнению главы региона Олега Ковалева, этого недостаточно, а потому "необходимо продолжать активную работу по привлечению потенциальных резидентов на уровне зарубежных посольств, крупных мировых финансовых и промышленных организаций".
Особое внимание губернатор обращает на необходимость развития социальной инфраструктуры Новомичуринска и соседних с ним населенных пунктов: "Эту работу надо вести параллельно с решением вопросов создания экономической зоны, чтобы уже сегодня понимать, как мы будем обеспечивать работников будущих производств зоны жильем и социальными объектами".