По данным исследований экономических структур СНГ (июль-август 2010 г.), развитие малых форм предпринимательства в производственных отраслях среди стран СНГ наиболее активно развивается в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, а в сфере услуг - в России, Украине, Молдавии и Армении. Наибольшее количество совместных проектов характерно для российско-казахстанского и российско-украинского приграничья.
По данным председателя Национальной экономической палаты Казахстана "Союз Атамекен" Азата Перуашева, в 2009-м объединены в единую систему Совет предпринимателей и Совет инвесторов, что не только облегчает систему господдержки малого и среднего бизнеса, но и ускоряет реализацию бизнес-проектов. Вдобавок действует утвержденная правительством "Дорожная карта бизнеса", предусматривающая, в частности упрощенную схему регистрации малых предприятий и их отчетности. Также она вводит льготы, в частности по внешнеторговым пошлинам, для проектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Причем использование средств государственной поддержки в этой сфере жестко контролируется Национальной экономической палатой.
А основной критерий эффективности программ развития МСП - объем прироста продукции в расчете на условную единицу денег, вложенных государством в предпринимательство. Тот же критерий применяется, например,
в Азербайджане, Узбекистане.
По словам Булата Мукушева, председателя правления национального Казахстанского фонда развития предпринимательства ("ДАМУ"), только за 2008-2010 годы объем прямой и косвенной господдержки МСП составил $ 3 млрд. Получателями этой помощи стали 9 тысяч предприятий. Эти средства в виде госкредитов предоставляются едва ли не на самых льготных условиях в СНГ: максимум 12,5% годовых под проекты, гарантирующие рост выпуска продукции или больший объем предоставляемых услуг. И, соответственно, рост занятости населения. Что касается Таможенного союза (ТС), то, по мнению Б. Мукушева, да, создается общее бизнес-пространство стран-членов. Но нужна более широкая информация о возможностях и проблемах предпринимательства в этих странах. Так как создание дееспособного предпринимательского пространства - более сложная задача, чем согласование общих правил перемещения товаров.
В качестве мер, стимулирующих МСП, наиболее активно применяются, во-первых, налоговые каникулы, в том числе для инвестиций в проекты МСП. А во-вторых, вмененное налогообложение, предполагающее косвенную оценку потенциального дохода налогоплательщика и единый фиксированный налог (взамен нескольких налогов). Такие меры налогового стимулирования ныне применяются в Украине, Молдавии, Узбекистане, Азербайджане.
С 2009 года предпринимаются различные меры по стимулированию малого и среднего бизнеса в Узбекистане. "Поддерживающие" МСП меры включают содействие со стороны государства созданию с помощью малых предприятий новых рабочих мест в других отраслях. И особенно в сельской местности. По данным Ташкентской горадминистрации, за январь-июль-2010 в стране создано свыше 53 тысяч новых рабочих мест, включая 32 тыс. на базе малых и средних предприятий. Причем из этих 32 тыс. в сельских регионах создано 18 тыс.