Вокруг выставки "Контрапункт: русское современное искусство", которая должна открыться в Лувре 14 октября в рамках Года России во Франции, разгорелся скандал.
Причиной стали вполне невинные работы из серии "Радикальный абстракционизм" Авдея Тер-Оганьяна. В них сталкиваются слово и изображение: треугольнички, кружочки, цветные стрелки сопровождают надписи, типа "это произведение способствует разжиганию национальной розни".
Это из серии - художники шутят. В общем, шутку не поняли. Работы "Радикальный абстракционизм" были исключены из состава выставки. Несколько художников решили снять свои произведения в знак солидарности.
О ситуации рассказывает Михаил Миндлин, гендиректор Государственного центра современного искусства, который участвовал в организации выставки.
Российская газета: Выставка "Контрапункт: русское современное искусство" состоится или нет?
Михаил Миндлин: Я надеюсь, что ажиотаж по этому поводу пройдет и выставка состоится. Я бы очень хотел, чтобы она была.
РГ: Михаил Борисович, кто отбирал работы на выставку?
Миндлин: ГЦСИ не является куратором выставки. Ее готовит Мари-Лор Бернадак, главный хранитель и куратор выставок современного искусства в Лувре. ГЦСИ и Stella Art Foundation - соорганизаторы. С Мари-Лор Бернадак мы обсуждали художников, давали рекомендации. Некоторые художники делали новые работы специально для показа в Лувре. Другие работы отбирала куратор. В том числе и серию "Радикальный абстракционизм" Авдея Тер-Оганьяна.
РГ: Иначе говоря, это кураторская выставка? Тогда как получилось, что "Радикальный абстракционизм" стал невыездным?
Миндлин: Что значит невыездным? Строго говоря, никто не запрещал вывозить эту серию. Дело вообще не шло о запрете. Ситуация складывалась так.
Мы подготовили документы на вывоз всех произведений, список которых дала куратор, и подали их в Росохранкультуру. Рос охранкультура обратила внимание министерства культуры и нас ГЦСИ, как государственной организации на то, что работы Авдея Тер-Оганьяна содержат декларации, противоречащие действующему российскому законодательству. Мы объяснили, что тут очевидна авторская ирония, что автор сталкивает геометрическую абстракцию и клише юридических формулировок, чтобы показать их условность, "пустоту". Нам сказали, что это понятно только подготовленному зрителю. А неподготовленный зритель может неоднозначно воспринять эти тексты.
РГ: Неподготовленный французский зритель, специально пришедший в Лувр именно на выставку русского современного искусства...
Миндлин: Ну да. После этого начались переговоры, в которых участвовало министерство культуры, в частности спецпредставитель президента Михаил Швыдкой, посол Франции в России и президент Лувра. Представителей ГЦСИ на переговорах не было. Было принято решение исключить из состава выставки именно эти работы Тер-Оганьяна. Таким образом, это было совместное решение, как мне объяснили, российской и французской стороны с непосредственным участием президента Лувра.
РГ: Тер-Оганьян после этого объявил, что он требует выдачи заграничного паспорта Олегу Мавромати и что отказывается от участия в выставке, пока на его работы не будут оформлены документы на официальный вывоз от лица государственной организации. Что на сегодня известно: он участвует в выставке или нет?
Миндлин: По информации от представителей Росохранкультуры, эти работы могут быть вывезены из страны частным лицом, автором или владельцем произведений по приглашению Лувра. И Росохракультуры не будет препятствовать их вывозу. В принципе вначале Марат Гельман, кому принадлежит эта серия, может передать их по электронной почте и напечатать во Франции. Возможно, будут дополнительные переговоры. Но это вопрос не ко мне, а к куратору и к руководству Лувра.