Вчера Конституционный суд изучал, как живут после гибели прапорщика МВД в Чечне его вдова и три дочери. А минобороны призналось судьям, что готово приравнять участников боевых действий к чернобыльцам.
Виктор Щеглов погиб при тушении пожара в Грозном в декабре 2006 года. Его жена Ирина в одиночку воспитывает трех дочек. По закону семья получила единовременную выплату - 120 окладов. Только вот прапорщик получал в среднем 28 607 рублей 24 копейки, а по расчетам МВД оклад составлял 5961 рубль 20 копеек. Еще Щеглова получает ежемесячную денежную выплату от Пенсионного фонда - 1868 рублей.
В общем, она пошла судиться с МВД, и Ногайский райсуд Республики Дагестан частично удовлетворил ее требования, предложив МВД пересчитать начисленное и назначить ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда по потере кормильца вдове и трем девочкам. Как пояснил судья, принявший ходатайство об обращении в КС и приехавший вчера на слушания в Питер Абибулла Кулунчаков: "Мы по иску гражданки Щегловой удовлетворили ее требования, однако кассационная инстанция Верховного суда Дагестана отменила его, сославшись на отсутствие в правоприменительной практике во взаимосвязи со статьей 1084 Гражданского кодекса РФ". "А ссылаться на главу 59 Гражданского кодекса РФ, искать разницу доходов, которая причитается каждому члену семьи погибшего, тоже нельзя, поскольку статья 1084 Гражданского кодекса предусматривает при наличии вины причинителя вреда, - уточнил Кулунчаков, - но ответчик, МВД, говорит, что мы в смерти военнослужащего невиновны". Кстати, из материалов дела стало ясно, что было по крайней мере два аналогичных дела в Дагестане и одно в Адыгее, и во всех случаях заявителям отказали.
Так что вчера в Конституционном суде исследовали на соответствие Основному Закону статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 1084 Гражданского кодекса РФ. Представители президента, Думы и Совета Федерации не приехали в Питер вообще.
Начальник правового управления главного командования внутренних войск Виктор Тонконогов сообщил, что с 1999 года погибли 1794 военнослужащих, одним из них был Щеглов, и что за три последних года 366 сотрудников МВД получили травмы и стали инвалидами. Между тем, уверен Тонконогов, существующая "правоприменительная практика ставит военнослужащих в неравное положение" по сравнению с другими гражданами РФ, которым обеспечена защита в случае увечья или выплаты семье погибшего. Татьяна Васильева из Генпрокуратуры заметила, что "нормы сами по себе не нарушают положения Конституции РФ, но мы сегодня не можем не сказать, что существует проблема". Она считает, что конституционные права военнослужащих нарушаются не только оспариваемыми нормами, но и отсутствием надлежащего механизма возмещения материального вреда, например, для бюджетников, работающих в группе особого риска. Васильева также сообщила о том, что, судя по информации, в материалах дела "минобороны в правительство внесен проект изменений в статью 18 федерального закона, - поправки касаются ежемесячных выплат".
- Государство принимает данные выплаты исходя из экономических возможностей, но тем не менее, учитывая такое положение условий денежного довольствия, наш департамент разработал соответствующий проект закона и данный закон практически согласован со всеми министерствами, - подтвердил начальник управления социального обеспечения департамента социальных гарантий мин обороны Михаил Коновалов.
Есть основания считать, что он может вступить в силу с 1 января 2012 года. А Коновалов заверил, что новый закон для военнослужащих будет предусматривать "такие же выплаты, как и для чернобыльцев".
Решение по делу заявительницы будет принято в течение месяца.