29.09.2010 00:02
Происшествия

Женщина из Новосибирска требует от врачей три миллиона рублей за гибель дочек

Иски по медошибкам становятся все более частым явлением
Текст:  Константин Бахарев Нина Рузанова
Российская газета - Федеральный выпуск: №219 (5298)
Читать на сайте RG.RU

Суд железнодорожного района Новосибирска вынес беспрецедентное решение - моральный вред, нанесенный медицинским учреждением пациентке, впервые в России оценен в три миллиона рублей.

Трагедия произошла в роддоме Новосибирской областной клинической больницы в 2008-м: 29-летняя Наталья (фамилию пострадавшей не называем по ее просьбе) потеряла двух девочек-близнецов, находясь, как ни странно, под наблюдением врачей и выполняя все их рекомендации. Наталья была заранее госпитализирована в отделение патологии беременных - вынашивая двойню, она относилась к группе высокого риска. Врачи диагностировали у нее ряд осложнений, характерных для поздних сроков беременности, однако, судя по всему, не сочли их поводом для особого беспокойства. 21 ноября Наталью... выписали домой. Не сделав перед выпиской ни одного исследования - ни кардиограмма плодов, ни УЗИ не выполнялись с 17 ноября. Выходные женщина провела дома, 24-го вернулась обратно в отделение больницы, а к вечеру этого же дня случилась беда: у детей перестало прослушиваться сердцебиение. Наталье было сделано кесарево сечение, обе девочки оказались мертвы. По данным медиков, дети скончались в результате отслойки плаценты - а эта самая отслойка стала результатом тех самых негативных процессов в организме матери, о которых врачи знали, когда Наталья только появилась в стационаре.

- Эксперты установили: между действиями, а вернее, бездействием, врачей и смертью двух дочерей Натальи есть причинно-следственная связь, - говорит директор центра медико-страхового права Юлия Стибикина.

Сотрудники облбольницы и министерства здравоохранения Новосибирской области с выводами экспертизы не согласились, заявив, что делали все необходимое, а состояние Натальи было удовлетворительным вплоть до самой трагедии. Представитель министерства даже просила суд назначить повторную экспертизу, которая придет к другим выводам, однако соответствующее ходатайство было заявлено слишком поздно, да и оснований не доверять уже проведенному исследованию не было. В результате суд признал, что медучреждение несет гражданскую ответственность за гибель двух детей, и определил рекордную сумму компенсации морального вреда - три миллиона.

Что характерно, до того, как обратиться в суд с гражданским иском, Наталья в течение года обивала пороги правоохранительных органов, добиваясь возбуждения уголовного дела против врачей. Ей отказали дважды. И сейчас Наталья ждет вступления решения суда в законную силу отнюдь не для того, чтобы получить деньги. А для того, чтобы отнести это решение в прокуратуру. "Что деньги, за врачей государство заплатит, а им как с гуся вода, - рассуждает она. - Разве это наказание? Я считаю, что за такое надо если не в тюрьму сажать, то хотя бы лишать практики - чтобы то, что пережила я, больше ни с кем не повторилось".

Между тем, по мнению Юлии Стибикиной, в последнее время в России сложилась определенная практика привлечения врачей к ответственности, начинающаяся с гражданских исков. Логика такова: определить, есть вина врачей в несчастье или нет, могут только эксперты. Если говорить об уголовном порядке, то для проведения экспертизы необходим такой процессуальный шаг, как возбуждение уголовного дела. В свою очередь, возбуждение дела тоже требует оснований, а из объяснений врачей, как правило, такие основания почерпнуть просто невозможно. Нет оснований, кроме заявления пациента, - нет и дела, а следовательно, нет и экспертизы, и вопрос о вине медиков повисает в воздухе. С другой стороны, при рассмотрении гражданского иска решение о проведении экспертизы принимает суд. И уже потом пострадавший может вернуться к уголовному процессу: решение гражданского суда и проведенная экспертиза автоматически становятся поводом для уголовного преследования врачей, проявивших преступную халатность. Вероятно, именно с этим связано и серьезное увеличение количества исков о компенсации морального вреда по врачебным ошибкам - в последние месяцы, по словам Юлии Стибикиной, количество гражданских "медицинских" процессов только с ее участием перевалило за сотню.

Тем временем

В Усолье Пермского края медики отказались госпитализировать 52-летнего Виктора Мальцева, в результате чего он умер от пневмонии. Следователи считают виновным в этом главу поселения Валентину Ремянникову, являющуюся одновременно врачом местной больницы.

- Врач не вышла осматривать Мальцева, - поясняет Александр Новиков, следователь Березниковского межрайонного следственного отдела СКП по Пермскому краю. - Посчитала, что это бомж, который хочет попасть в больницу, чтобы его там накормили...

За совершение этого преступления Валентина Ремянникова может быть лишена свободы на срок до трех лет и права на занятие медицинской практикой - также на трехлетний срок.

Несчастные случаи Новосибирск Пермь Сибирь Пермский край