29.09.2010 00:03
Культура

Старейший в Германии Баварский государственный оркестр выступил в Москве

Баварский оркестр и Кент Нагано выступили в Москве
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №219 (5298)
Читать на сайте RG.RU

Старейший в Германии и знаменитый своей музыкальной историей Баварский государственный оркестр (Bayerisches Staatsorcheste) впервые выступил в России.

Причем в формате абонементного концерта Московской филармонии. В Концертном зале имени Чайковского оркестр представил под руководством своего нынешнего мюзикдиректора Кента Нагано образцовый "немецкий" репертуар: "Метаморфозы" Рихарда Штрауса и Седьмую симфонию Антона Брукнера.

Сам маэстро Нагано не может объяснить на словах, чем отличается звук Баварского оркестра от звучания других знаменитых оркестров мира. Он оперирует понятием "чувствительность". И подразумевает, судя по всему, не только качество тона оркестра, но и реактивность музыкантов, отзывающихся мгновенно на каждый жест дирижера и, что особенно редко, на каждый посыл друг другу. Баварцы действительно исполняют музыку, с одной стороны, с элитным качеством, как высококлассный оркестр, с другой - воспроизводят ее природу как живого диалога инструментов, как тончайшую музыкальную коммуникацию. В этом оркестре невозможно услышать "массового", общего звука - будь то сложнейшие струнные плетения "Метаморфоз" или гигантские звуковые построения брукнеровской симфонии. Наоборот, здесь индивидуализирован каждый инструмент, и не только валторны или туба звучат как рельеф, но и каждая скрипка в группе слышна как важная подробность музыкального текста.

В "Метаморфозах", где 23 струнных инструмента раскручивают вариации на тему траурного марша из 3-й симфонии Бетховена, маэстро Нагано концентрировал всю нарастающую музыкальную энергию вариаций "там, внутри", избегая контрастов и откровенных крещендо. Настроение реквиема по культурной цивилизации, погибшей в огне и разрушениях Второй мировой войны, вложенное Штраусом в это сочинение, разливалось у Нагано в мягких, нежных линиях скрипок, в летучих танцевальных мотивах, которые дирижер обозначал оркестру даже не жестом, а улыбкой, намеком - чтобы не нарушить непрерывности, бесконечно развивающейся темы скорби, которая нарастает внутри оркестрового звука, проскальзывая томительными интонациями из вагнеровского "Тристана". Звук струнных постепенно темнел, сгущался, оставаясь при этом строго-прекрасным, как мраморный античный портик, наконец, возгонялся к кульминации - не резкой, а напряженной и очень чувствительной. Нагано трактовал этот траурный штраусовский текст как неизбывную память, как ностальгию по прекрасному, как слепок чистейшей красоты.

Сдержанная дирижерская манера Нагано, его колоссальная воля и умение концентрировать энергию, способность наполнять легким "воздухом" самые сложные музыкальные тексты прекрасно соотнеслась и с величественным полотном Седьмой брукнеровской симфонии.

За всем этим действительно ощущалось особое качество оркестровой культуры, которое складывалось даже не сто лет, а с 1523 года, когда друг Лютера композитор Людвиг Зенфель организовал в Мюнхене этот оркестр. За почти пятьсот лет истории им руководили многие легендарные музыканты, включая Ганса фон Бюлова, Георга Шолти, Зубина Мета, а с 2006 года - Кента Нагано. В Москве он появится уже в ближайшее время: 1 ноября он будет дирижировать в филармоническом абонементе Российского Национального оркестра концертным исполнением "Валькирии" Вагнера, а 5 ноября примет участие в юбилейной программе РНО, посвященной 20-летию оркестра.

Музыка