Никогда ранее президент США так очевидно не был заложником одновременно и палестинцев, и израильтян. На исправление ситуации у Барака Обамы осталось всего пять дней. И помочь ему вернуть себе реноме дипломата мирового уровня сейчас, видимо, может только Москва.
Из скупых фраз, которые на прошлой неделе просачивались в кулуары 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, становилось все более очевидно: 26 сентября Израиль не станет продлевать мораторий на строительство своих поселений на Западном берегу реки Иордан. Тем не менее до последнего все ждали чуда. Его, однако, не случилось.
27 сентября на спорных территориях вновь заработала строительная техника. Тем самым израильтяне поставили окончательный крест на мифе о том, что для их страны нет лучшего друга, чем Вашингтон.
Ни для кого не секрет, что, ввязываясь в посредническую миссию на прямых палестино-израильских переговорах, которые стартовали в американской столице 2 сентября, Обама рассчитывал в первую очередь решить свои внутриполитические проблемы. В ноябре ему предстоит пережить крайне трудные промежуточные выборы в Конгресс, на которых республиканцы с большой вероятностью могут взять реванш.
Успешный ход палестино-израильских переговоров помог бы демократам поумерить пыл тех критиков, которые доказывают американским избирателям: за полтора года своего президентства Обаме не удалось добиться ни одной внешнеполитической победы. Предвыборную расстановку сил внутри США прекрасно понимают и в Израиле. Но помогать Обаме не хотят. И все же премьер Израиля Биньямин Нетаньяху нашел в себе силы объясниться с Вашингтоном. Правда, не с главой Белого дома, а с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Обаме, которого он явно подвел, Нетаньяху, очевидно, нечего было сказать. Израильский премьер позвонил Клинтон. "Это был очень детальный и прямой разговор", - рассказал чуть позже журналистам официальный представитель госдепа Филип Кроули.
Тем временем для публики новую позицию Израиля озвучил министр иностранных дел этой страны Авигдор Либерман: "Из девяти месяцев моратория девять были потрачены впустую. Палестинцы не оценили этот жест. Они лишь тратят время". При этом Нетяньяху дал понять, что готов продолжить переговоры.
Палестинцы также отказались играть роль союзников Белого дома. Лидер движения ХАМАС Халед Машааль назвал состоявшиеся до 26 сентября три раунда прямых палестино-израильских переговоров "публичной акцией". И пояснил свою мысль: "Каждый президент США во время своего первого срока обещает палестинцам и арабам, что будет работать над тем, чтобы палестинское государство было создано, однако результат всегда одинаков - президентский срок заканчивается и ничего не происходит".
А вот глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас пока делает менее агрессивные заявления: "Мы не хотим прекращать переговоры, но если колонизация продолжится, будем обязаны их прервать". При этом он дал понять, что окончательное решение примет не раньше 4 октября, после того как свою позицию озвучит Лига арабских государств.
Кто в этой ситуации может помочь Вашингтону попытаться избежать очередного внешнеполитического фиаско? Евросоюз? Вряд ли. Ведь европейцы, так же как и американцы, сами загнали себя в угол, в свое время отказавшись вести диалог со всеми палестинскими политическими структурами. Осталась только Россия, которая смогла сохранить тесные контакты и с ФАТХ, и с ХАМАС. Да и отношения с Тель-Авивом у Москвы в последнее время развиваются бурными темпами. Не случайно Кроули заявил журналистам: "Мы продолжаем тесные консультации с нашими российскими партнерами".