30.09.2010 00:39
Экономика

Автоперевозчики просят власти не вводить транспортный налог

Автоперевозчики готовы больше тратить на горючее, но просят отменить транспортный налог
Текст:  Татьяна Игорева
Российская газета - Федеральный выпуск: №220 (5299)
Читать на сайте RG.RU

Автомобилисты, представители транспортных союзов намерены обратиться к руководству страны с просьбой не вводить транспортный налог при повышении акцизов на топливо, которое намечено на ближайшие три года. Об этом они сообщили на "круглом столе", посвященном перспективам отрасли.

Сейчас, напомним, принято решение плавно повышать акцизы по рублю в год на литр топлива. И при этом оставить транспортный налог, снизив, правда, его ставку в два раза. Транспортники подсчитали, что при этом раскладе грузоперевозчик будет платить 120 тысяч рублей с каждого тягача, включая налог и повышение цен на топливо за счет новых акцизов. То есть расходы, если верить этим расчетам, вырастут примерно в два раза.

Подтверждает опасения автовладельцев и замдиректора агентства "Автостат" Сергей Удалов. В разговоре с корреспондентом "РГ" он напомнил, что в начале этого года, когда обсуждалось, за счет чего будут наполняться дорожные фонды, на суд общественности выносился вариант обнуления транспортного налога и повышение акцизов на бензин. Почти все согласились с этим, говорит Удалов, учитывая, что в этом случае работает принцип "больше ездишь, больше платишь". В нынешнем варианте он уже не работает. Даже если часть автомобилистов вообще откажутся от поездок, они все равно будут платить транспортный налог.

К тому же бензин подорожает не на рубль, как акциз на него. Необходимо, говорит Удалов, учитывать всю цепочку, где участвует производитель, которому надо заплатить акциз при вывозе бензина с завода. А если оборотных средств нет, то ему на месяцы, пока вернутся деньги, придется брать кредит. Повлияет на стоимость бензина и прохождение его через оптовую сеть, а на бензоколонке еще возьмут и налог с продаж. Удалов не взялся просчитать, на сколько возрастет стоимость одного литра для конечного потребителя, но уж не на рубль, не на два и не на три рубля точно. И даже сокращение транспортного налога не облегчит эти затраты.

Многим людям придется сократить свои вояжи по дорогам, поскольку не только автоперевозчики, но и простые граждане не потянут увеличение фискальной нагрузки. И что мы получим в итоге? При сокращении ставки налога вдвое, говорит Удалов, да при его собираемости не более 70-80 процентов в регионах полученных денег не хватит даже на ремонт дорог. Не говоря уж о строительстве новых трасс.

По словам председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова, не потянут новые траты и мелкие перевозчики, и перед ними стоит выбор распрощаться с бизнесом либо уйти в тень. Сейчас, по данным профсоюза, 70 процентов грузоперевозок и междугородних пассажирских перевозок и так нелегальные. А с введением новых порядков их число может увеличиться. При этом и легальные перевозчики, и "теневики" будут жестко экономить на ремонте машин, на их плановом техобслуживании и заливать дешевый бензин плохого качества. Все это скажется на дорожной безопасности, прогнозирует лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. А доходов от акцизов прибавится незначительно, так как бодяжники бензина вообще не платят акцизы, считают эксперты.

Добросовестные перевозчики, которые останутся в поле зрения налоговиков, переложат новые затраты на конечного потребителя, то есть на покупателей, что может подтолкнуть инфляцию, прогнозируют эксперты. В стоимости товара 14 процентов уже сейчас приходится на транспортную составляющую. При новых правилах она вырастет на 4 процента, уверяет Вячеслав Лысаков. По его словам, на рабочем совещании в Совете Федерации представители автомобильной общественности изложили свою позицию заместителю председателя верхней палаты Светлане Орловой. На заседании также присутствовали представители минфина, минпромторга и минтранса. Транспортники надеются, что в ближайшее время ведомства выскажут свою позицию по грядущим нововведениям.

По словам Лысакова, хотя ставки транспортного налога с 2011 года в два раза уменьшены, региональным властям дали право освобождать от уплаты налога владельцев транспорта с двигателем менее 150 лошадиных сил. Но эксперты не уверены, что субъекты воспользуются этим правом. Ведь практически во всех регионах на данный момент налоговая ставка считается по максимуму. В тех субъектах, которые составляют исключение, прослеживается тенденция, что жители других регионов начинают регистрировать автомобили, чтобы снизить расходы.

Налоги Транспорт