01.10.2010 00:38
В мире

Около 50 процентов восточных немцев до сих пор чувствуют себя чужими в объединенной Германии

Восточные немцы до сих пор чувствуют себя чужими
Текст:  Анна Розэ
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (5301)
Читать на сайте RG.RU

Существовала ли альтернатива объединению Германии? Был ли реален "третий путь" - с сохранением отдель ного капиталистического государства ГДР? "Нет, - уверен Маттиас Платцек, бывший гражданин ГДР, теперь премьер-министр земли Бранденбург. - Все остальные варианты, кроме объединения, были бы сумасшествием".

Платцек объяснил "РГ", почему до сих пор 15 процентов восточных немцев хотят назад в ГДР. Раньше жизнь восточных немцев была спокойнее. Карьера была заранее ясна, с работы никого не могли выгнать, государство предоставляло всем рабочие места. Теперь за выживание надо бороться. В жизни стало больше стресса, меньше уверенности в будущем. Отсюда - недовольство объединением, которое некоторые восточные немцы называют по-другому - "переворот".

Однако даже если суммировать все негативные стороны объединения, назад в ГДР Платцек ни в коем случае не хочет. В этом государстве бурным цветом расцветала слежка: каждый третий житель шпионил за своими ближними и регулярно писал доносы. До сих пор в открытом доступе в учреждении актов госбезопасности ГДР (Штази) любой может прочитать свое досье. Читал его и Платцек. Оттуда он и узнал, что "товарищи" незадолго до 3 октября подписали бумаги для отправки его в тюрьму.

Платцек не может поверить, что объединение Германии произошло так быстро. По его словам, в декабре 1989-го в ГДР произошла смена менталитета. Лозунг "мы - народ" сменился другим: "Мы - единый народ." Однако приход в ГДР западных немцев, которые быстро прибрали все к рукам, сильно разочаровал революционеров, мечтавших о новом свободном государстве. Те разочарования Платцека, которые он пережил в молодости, не дают ему покоя и сейчас. Именно поэтому в одном из недавних интервью он назвал объединение "примыканием".

По его мнению, в восточных землях была проведена полная деиндустриализация. Около трети населения ГДР оказались безработными. Четыре пятых должны были сменить профессию. Профессиональное образование граждан ГДР в Западной Германии совсем не котировалось. Например, воспитатели детских садов не имели права работать в западных дет ских садах. Инженеры не отвечали требованиям западных заводов. На восток вереницей потянулись спекулянты.

Две третьих граждан ГДР должны были дрожать за свои дома, потому что объявились западные собственники. Дом, в котором жил сам Платцек, еле отвоевали в суде.

Соцопросы показывают - около 50 процентов восточных немцев до сих пор чувствуют себя чужими. Их беспокоит отсутствие четкой перспективы в жизни.

При приеме на работу "восточное" происхождение сказывается отрицательно. После объединения в бывшей ГДР все основные посты занимают западные немцы. До сих пор, по словам Платцека, в руководимой им земле Бранденбург все высшие судебные и полицейские должности и все места в советах директоров крупных концернов заняты людьми с запада. То же самое можно сказать и об университетских профессорах и редакторах газет.

Германия