04.10.2010 00:30
Власть

Сергей Иванов: Российская сторона не собирается монополизировать право на богатства Арктики

Морская коллегия одобрила поход за 30 триллионами долларов
Текст:  Игорь Аристов (Мурманск)
Российская газета - Столичный выпуск: №223 (5302)
Читать на сайте RG.RU

В российской арктической зоне менее двух процентов населения производят порядка 15 процентов отечественного ВВП, напомнил на очередном собрании Морской коллегии ее председатель, вице-премьер Сергей Иванов. В этот раз заседание проходило в рамках II Арктического Международного экономического форума в Мурманске.

Две трети совокупного богатства Арктики, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, приходится на нашу страну. Здесь добывается 100 процентов апатита и сурьмы, порядка 90 процентов металлов платиновой группы, никеля и кобальта, 80 процентов природного газа. А в северных морях вылавливается треть попадающих на стол сограждан рыбы и морепродуктов.

Общая же стоимость минерального сырья в этом регионе превышает 30 триллионов долларов США. Но на нефтегазовые месторождения Арктики претендуют также Канада и Дания.

Сергей Иванов перед совещанием успел посетить ледокол "Россия", на борту которого состоялись проводы экипажа дрейфующей станции "Северный полюс-38". Субботним утром атомоход с 15 учеными на борту отправился в Восточно-Сибирское море, чтобы высадить исследователей на льдину. Задача экспедиции, возглавляемой заслуженным полярником, депутатом Госдумы Артуром Чилингаровым, - определить границы отечественной части континентального шельфа Северного Ледовитого океана.

Активная хозяйственная и научная деятельность в этой зоне, по мнению Иванова, позволит обеспечить защиту национальных интересов в макрорегионе. Огромное геополитическое значение придается экспедициям. С июля в Ледовитом океане работает научное судно "Академик Федоров", оснащенное современным оборудованием. Его сопровождает атомный ледокол "Ямал". Главная цель ученых: взять пробы донного грунта, чтобы с помощью их анализа юридически подтвердить границы нашего континентального шельфа. В конце октября судно вернется в Санкт-Петербург и станут известны первые результаты. На следующий год запланирована повторная экспедиция, на которую будет выделено полтора миллиарда рублей. Такие исследовательские проекты доказывают приоритет и престиж страны в области изучения полярных широт. Они неоценимы для обеспечения безопасности действий Военно-морского флота, полетов авиации и прогнозов погоды и ледовых условий Северного морского пути.

Говоря об отечественных интересах в Арктике, вице-премьер обозначил позицию правительства: российская сторона не собирается монополизировать право на ее богатства. Напротив, необходимо выработать взаимоприемлемый для всех полярных государств режим освоения ресурсов. Это позволит избежать потенциальных конфликтов и перевести их в совместные, коллективные действия. В качестве примера Сергей Иванов привел недавнее подписание российско-норвежского договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

На заседании коллегии также рассматривался вопрос о развитии Мурманского транспортного узла. Иванов рассказал о поручении, которое дал правительству президент:

- Резолюцию Дмитрия Медведева я приведу дословно: "Вопрос стоит на месте. Проработайте меры по активизации реализации проекта". Комментарии, думаю, излишни.

Вице-премьер отметил, что перед Мурманском открываются огромные перспективы. Инвестиционный проект транспортного узла, по его мнению, предполагает строительство современного порта с еще большим грузооборотом на западном берегу Кольского залива.

После заседания Сергей Иванов заявил: "Северный морской путь может развиваться в современных условиях только при использовании новейших технологий. Для этого необходимо строить современные суда ледового класса, внедрять новейшие космические разработки, увеличивать объемы перевозок и перевалки через порты грузов".

Итоги участники заседания подвели на пресс-конференции.

"Совещание морской коллегии прошло в конструктивном ключе, - сказал заместитель министра транспорта Виктор Олерский. - Согласно федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" предусмотрено строительство на мурманском побережье терминалов - угольного, нефтеналивного и минеральных удобрений".

С ним согласился ответственный секретарь коллегии Александр Балыбердин: "Коллегия поддерживает курс, взятый руководством страны на активизацию национальной морской политики. Уже разработана морская доктрина страны на период до 2020 года. Надеюсь, ее огромный потенциал будет способствовать устойчивому экономическому росту и безопасности России".

Внешняя политика Мурманск Северо-Запад