04.10.2010 00:30
В мире

Полиция помешала ста тысячам немцев спасти 25 деревьев

Полиция помешала ста тысячам немцев спасти 25 деревьев
Текст:  Анна Розэ
Российская газета - Федеральный выпуск: №223 (5302)
Читать на сайте RG.RU

В Штутгарте прошла стотысячная демонстрация против строительства нового вокзала.

Сотни полицейских с водометами, перечным газом и дубинками пытались разогнать протестантов. Часть из них сидела на старых больших платанах, которые должны были быть вырублены. Несколько школьников забрались на полицейские машины, пытаясь заблокировать их. Тогда полиция начала действовать.

В результате более двухсот человек получили повреждения глаз и мелкие ранения. После освобождения доступа к платанам началась их вырубка. Теперь на месте 25 деревьев зияет пустое пространство.

Дело, правда, вовсе не в деревьях. Хотя они стояли сотни лет в городском саду и несколько поколений жителей Штутгарта ассоциирует с ними город. Дело и не в старом вокзале, который находился под защитой как архитектурный памятник. Дело даже не в строительстве подземного вокзала "Штутгарт 21" - проекта, стоимость которого в последние месяцы росла как на дрожжах. Демонстранты вышли на улицы протестовать против политиков, которые отказались замечать волеизъявление граждан.

Вот уже семнадцать лет длится история подземного вокзала. За это время он прошел все необходимые фазы обоснования на всех уровнях - местном, региональном, земельном, федеральном и даже европейском. Ведь проект "Штутгарт 21" считается приоритетным строительным проектом Европы. Новый вокзал должен связать землю Баден-Вюртемберг и ее столицу Штутгарт со многими европейскими городами. Сам проект отвечает всем современным строительным требованиям. По мнению его защитников, старый вокзал давно не справлялся с потоком современных поездов - таких, как, например, скоростной "Интерсити-экспресс". Его пропускная способность товарных поездов отставала от требований времени.

Все эти аргументы не раз представлялись на рассмотрение общественности. Весь проект прошел все предписанные в Германии шаги для информирования граждан. Долгое время он лежал, как и полагается, в открытом доступе. Более одиннадцати тысяч протестов поступило в суды. Все они были рассмотрены в судебном порядке и по всем было принято негативное решение.

Игнорирование политиками мнения граждан привело к массовому протесту

И все-таки народ вышел на улицы. И все-таки вот уже три месяца не стихают протесты. В Штутгарте были демонстрации и в день начала разрушения вокзала. Пятьсот тысяч человек собралось в столицу земли Баден-Вюртемберг, чтобы остановить строительные работы. Политики тогда проигнорировали массовый протест. Строительство продолжалось.

Многотысячная гражданская инициатива "Против "Штутгарт 21" подавала петиции в ландтаг, в Бундестаг и в Совет директоров акционерного общества "Немецкие железные дороги", которое реализует проект. Однако голоса граждан опять не были услышаны. Обербургомистр Штутгарта ссылался на правильность проекта и на безупречность технического обоснования. Премьер-министр земли Баден-Вюртемберг подчеркивал необходимость нового вокзала для Штутгарта.

Привыкшие к демократическому пути принятия решений немцы удивлялись, что в этом случае политики вообще не хотят говорить с ними. А ведь именно они, жители земли, должны из своих налогов частично оплачивать дорогостоящий проект. Его предварительная стоимость в апреле 2009 г. была еще в районе четырех с половиной миллиардов евро. До декабря 2009 граждане могли подавать протесты против калькуляции проекта. Теперь, когда это уже невозможно, рассчитанная стоимость достигла семи миллиардов. Критики же проекта опасаются, что общая сумма перевалит за восемнадцать миллиардов.

Все это наряду с деревьями, архитектурными памятниками и необходимостью строительства вокзала граждане хотели обсудить с политиками. Однако кроме уверений в нужности проекта для земли и страны ничего не услышали. На сторону проекта встал новый председатель совета директоров АО "Немецкие железные дороги" Рюдигер Грубе. Он подчеркнул, что в результате строительства будет создано более десяти тысяч рабочих мест, освободится более ста гектаров свободной площади в центре города. И насчет деревьев: вместо 285 поваленных будут высажены пять тысяч новых. Но все это - в 2020 году, когда вокзал будет построен. А что сейчас? Перечный газ и дубинки?

Однако по всей видимости, граждане все-таки добились своего. С ними будут говорить. В среду комитет по внутренним делам Бундестага рассмотрит правомерность действий полиции. А Ландтаг Штутгарта начнет диалог с гражданами. Готовится к схватке с оппозицией и Ангела Меркель. По оценкам наблюдателей, строительство вокзала станет свидетельством дееспособности и нынешнего правительства, и канцлера.

Германия