04.10.2010 00:20
Общество

Андрей Максимов: Учитель в России - человек практически святой

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №223 (5302)
Читать на сайте RG.RU

Пятого октября отмечается праздник, который, по-моему, должен стать одним из главных в стране - День учителя.

Тяжело живем, потому что - в России. И не то чтобы мы так прям очень любим страдания, хотя не без этого, конечно. Но легко жить не получается чего-то. Не потому ли у нас, пожалуй, только один безусловно веселый праздник - Новый год, да и то истеричный какой-то... Есть еще, правда, День птиц, но его как-то никто особо не отмечает... А все остальные... Собственными ушами слышал, как на 8 Марта один политик говорил: "Тяжело живется российским женщинам, трудно, но тем не менее... мы... любим... поздравляем..."

Если вдуматься, один из самых великих наших праздников - День учителя. Однако день этот не только повод для того, чтобы поблагодарить педагогов, но и поговорить о проблемах нашей школы.

Ведь, в сущности, представители лишь двух профессий столь сильно влияют на каждого из нас: врач и учитель. Наша жизнь зависит от них решающим образом. Я бы хотел подчеркнуть: решающим. Правда, отдавая себя в руки врача, мы понимаем, что наша жизнь находится в его власти, об учителях так думаем почему-то куда реже...

Не так давно мне пришлось поменять школу своему сыну, и он превратился в другого человека. Раньше приходил домой нервный, затравленный какой-то. Сейчас - нормальный, с гордо поднятой головой. Я на собственном примере убедился: школа формирует человека.

Мне кажется, что учитель в России - человек практически святой. Как и в любой иной профессии среди учителей есть хорошие профессионалы и не очень. Это понятно. Но представьте себе, как в принципе трудно в ситуации постоянной реформы сосредотачиваться не на бесконечных отчетах, а на учениках, на том, чему ты их учишь...

Учитель - это человек, которому мы, родители, доверяем действительно самое дорогое, что у нас есть - своего ребенка. И уже за одно это мы должны поклониться ему в пояс. Если он хороший учитель. А если не очень? Терпи, родитель!

Мне не приходилось встречать ни одного родителя, который был бы доволен нашей системой образования. Но я видел много пап и мам, которым очень нравятся учителя их детей. (К ним, кстати, отношу и себя.) То, что у нас еще сохранилось немало педагогов, которые относятся к своей работе как к служению, - величайшее чудо. Обыкновенное чудо любви к детям, за которое Учителям - именно так: с большой буквы - низкий поклон.

Нам иногда кажется, что будущее нашей страны более всего зависит от политиков, на самом же деле больше всего оно зависит от учителей: ведь политики тоже когда-то были учениками, и то, какими они выросли, в немалой степени зависит от их педагогов. Мне кажется, мы не отдаем себе отчета в том, что учитель - это человек, которому мы доверяем свое собственное будущее и будущее своей страны. Вчера мы поздравляли людей, которых с полным правом и безо всяких там метафор можно назвать строителями будущего.

А тут - на тебе. Министр А.А. Фурсенко сказал, что надо бы сократить 200 тысяч учителей, заметив при этом, что это не приказ - рекомендация. Но это все-таки рекомендация министра. Основания - экономические. Действительно, была демографическая яма в 90-е годы, и, по данным министра, если раньше на одного учителя приходилось 13-15 учеников, то сейчас - 9-10.

Я сразу представил, как бы мне лично работалось, если бы какой-нибудь большой руководитель в порядке рекомендации заметил, что в стране слишком много телеведущих, и надо подумать, кого бы сократить. Каждый человек - и я в том числе, - естественно, подумает, что речь идет именно о нем.

Экономика - это важно, я понимаю. "Экономика" и "экономить" - однокоренные слова, понимаю тоже. Но мое глубоко субъективное мнение состоит в том, что экономить на школе - значит, презирать свое будущее. Мне лично кажется, что учителей в принципе не может быть слишком много. И если педагог учит девять ребят, а не пятнадцать - это удача. Это здорово! Это - слава Богу! И эту ситуацию надо всячески стабилизировать. Чем меньше детей в классе, тем больше внимания они получают от учителя. Разве это плохо?

Среди читателей "Российской газеты" наверняка есть люди, которые не знали про готовящиеся сокращения. А вот про ЕГЭ знают все. Спор вокруг этой "единой государственной экзекуции" возник нешуточный. Хотя и удивительный. Вся страна спорила не о том, как учить, а о том, как оценивать знания. Спорила страстно, эмоционально, но... бессмысленно. ЕГЭ жил, ЕГЭ жив, ЕГЭ будет жить! Не потому, что так хорошо, а потому, что так надо. Противники, утрите слезы...

Если бы меня спросили: чему самому главному НЕ учит наша школа? - я бы ответил сразу: она не учит думать, не учит учиться. Мне кажется, что научить ребенка получать знания, объяснить ему, что узнавать новое - это очень интересно, - вот главная задача любого школьного педагога. Честь и хвала тем, кто эту задачу выполняет, вопреки необходимости готовить детей к ЕГЭ, а именно: обучать их ставить правильные галочки в правильном месте.

На одной из своих лекций я спросил молодых людей: "Что такое знание, на ваш взгляд?" Одна девочка тут же подняла рука и быстро ответила: "Это то, что мы должны усвоить, чтобы потом рассказать педагогу". Если наши дети не понимают, что человек учится не для кого-то, а для самого себя, - это беда.

Конечно, проводить подлинную школьную реформу очень трудно. Это ведь долгое дело: сегодня посадишь тоненький росточек, а он только лет через десять вырастет, а когда еще начнет плодоносить... Нам же по привычке хочется, чтобы результаты были видны сейчас, быстро, немедленно.

Вот, например, накануне Дня учителя вступили в силу новые правила, согласно которым портфель школьника средних классов не должен весить больше 2 кг. Я взвесил портфель своего сына-семиклассника: 6 кг. Попросив у него разрешения, я изучил содержимое. Не считая пачки "Орбита", которая ничего не весит, лишнего в портфеле обнаружено не было. И чего прикажете делать? Как прикажете выполнять правила, которые невыполнимы? Да и зачем они?

Праздник остался во вчера. Сегодня наступили будни. Они трудны. Здорово, конечно, что учителям подняли зарплату, но им все равно трудно. Им много чего не хватает и, может быть, главное - уважения. Но когда мы говорим про знаменитых актеров, известных писателей, удачливых олигархах, популярных политиках, спортсменах-победителях... Короче говоря, когда мы говорим обо всех, о ком мы так любим говорить, - не забыть бы, что всех этих звезд учили педагоги. И, видимо, неплохо это делали, если сегодня их ученики стали героями наших разговоров.

Я хочу поздравить педагогов с великим их праздником. Поздравить учителей своего сына из школы "Эрудит" и поблагодарить их за то, что мой сын ходит с поднятой головой. Поздравить всех учителей и поблагодарить за то, что не сдаетесь, продолжаете любить детей и помогать им расти.

В этот день хочется думать, что все учителя - хорошие. Ну хоть раз в год можно так подумать?

Соцсфера Образование