Александр Журбин, композитор:
- Мне кажется, пенсионный возраст намного прекраснее всех предыдущих. Ты уже многое умеешь, многое понимаешь, многое можешь. Мне очень нравится американский опыт, где работает система пенсионных накоплений. Когда человек выходит на пенсию, у него есть приличный капиталец. И с этого возраста он начинает путешествовать. Вы наверняка обращали внимание на толпы пожилых иностранцев в Москве, в Париже, в Лондоне. Каждый год они два-три раза куда-нибудь да едут. Абсолютно не скучают и даже наслаждаются своим новым статусом. К сожалению, наш пенсионер получает такие копейки, на которые не попутешествуешь, и живет только тогда хорошо, когда у него есть дети, потому что без их помощи он обречен на нищету.
Лично для меня такое понятие, как пенсия, вообще не существует. Я - человек творческий, а у творческих людей пенсии как таковой нет. Я никогда не ходил в офис, у меня никогда не было зарплаты. Да, мне за 60, но я совершенно не чувствую себя ушедшим от деятельности, потому что никуда не ушел и уходить не собираюсь, пока Бог дает мне здоровья и силы для существования. Я работаю каждый день. Посмотрите, например, на Юрия Петровича Любимова, которому сегодня 93 года, или на Владимира Михайловича Зельдина, которому уже 95. Это активно работающие люди. Разве можно про них сказать, что жизнь кончилась?
У нас действительно принято думать, что с пенсией жизнь заканчивается. Но это не так. К сожалению, у многих людей наступление пенсии означает потерю чувства жизненного ритма. Человек ходил в офис или на завод каждый день с 9 до 18, чем-то занимался, что-то делал и вдруг раз - вышел на пенсию. Он пришел домой и думает: а что же делать? И решает, что у него нет никакого выбора, кроме как гулять с внуками и исполнять какие-то стариковские семейные обязанности. Конечно, на многих это действует угнетающе. На опыте своей семьи могу сказать: мой папа работал, а потом вышел на пенсию. Очевидно, его сломало это самое отсутствие деятельности. Он всю жизнь работал инженером, и вдруг все закончилось. Пытался найти себя в каких-то других областях, но так и не смог. Он умер достаточно молодым, ему было 69 лет... Знаете, на самом деле ответ на вопрос "есть ли жизнь на пенсии?" находится внутри самого человека. Одни не сдаются, другие считают, что жизнь кончена. И тех, кто не сдается, я приветствую. К счастью, таких людей становится все больше. Они находят себе новые смыслы жизни, которые помогают им жить. Учат языки, поступают в вузы, разучивают фокстрот. Могу вам сказать с гордостью - у меня есть мама, которой через 2 месяца будет 90 лет. Она жива-здорова (конечно, болезни в этом возрасте дают о себе знать), очень активный человек, который поет всю жизнь и до сих пор участвует в концертах художественной самодеятельности. У нее есть друзья такого же возраста, они активно живут и совершенно не собираются сдаваться. По утрам она делает зарядку, ходит на длинные прогулки.
- Ответ на этот вопрос зависит от многого. Например, от размера пенсии, от способностей пенсионера делать что-то другое. С одной стороны, у нас нет ограничений на работу после выхода на пенсию, с другой стороны, нужно, чтобы для всех желающих были соответствующие рабочие места. "Соответствующие" - потому что нельзя ведь считать, что человек в 60 лет может работать на любом рабочем месте. Пенсионер, конечно, может не работать, если у него есть какие-то интересы. А если он всю жизнь проработал, ничем, кроме работы, не интересуясь, - ему придется сложновато.
Многое зависит от физического состояния. Если человек здоров - это одно. А если нездоров? В наших жизненных условиях система здравоохранения мало что может ему предложить.
Отдельный вопрос о пенсионерах поздних возрастов. Например, сейчас становится все больше людей, достигших 80 лет и старше, которые уже не могут вести такой образ жизни, как 60-летние. Возникает вопрос - как обустроить их жизнь? Нужно придумать какие-то способы организации их жизни. Может быть, какие-то специальные дома (не обязательно дома престарелых), где по возможности человек сохранял бы свою самостоятельность и независимость. Пусть квартира в этом доме будет не такой большой, как раньше, но комфортной и с обязательным медицинским патронажем. На Западе существуют многоквартирные дома, где есть специальная медицинская служба, которая их обслуживает. Может быть, нужно создать какие-то специальные поселки. Опять-таки на Западе есть особые курортные зоны, куда переселяются пенсионеры: если им материальные условия позволяют, они живут в лучших экологических условиях, в большем комфорте.
Еще одна проблема пенсионного возраста - дефицит общения. И в этом смысле дома престарелых не самое лучшее место, потому что там люди могут общаться только с себе подобными сверстниками.
Есть ли жизнь на пенсии - это очень большой круг вопросов, на которые пока нет ответов. Я знаю, что сейчас на высоком уровне готовится обсуждение этих проблем. Но их трудно решить с бухты-барахты: до этого никто таких задач не ставил. Нам нужно продумывать систему финансовой поддержки пенисонеров, чтобы человек с молодых лет понимал - он работает и откладывает себе на пенсию. Государство должно гарантировать ему, что это заработанное он сможет потом спокойно тратить. А если он доживает до пенсии и ему говорят, что случился дефолт или кризис, это значит, что государство не выполняет своих обязательств. Получается, он работал, а оказавшись на пенсии, обнаруживает, что на достойную старость так ничего и не наработал, да еще и всем что-то должен остался. Это не правильно. Сейчас же у нас на этот счет все думают: человек работает, держится, сколько может, а потом выходит на пенсию и - жизнь заканчивается. Увы, это похоже на правду.