Всеобщие выборы в Боснии и Герцеговине преподнесли ряд сюрпризов и закрепили фактически продолжающийся раздел страны по этническому принципу - считают европейские СМИ.
Главной неожиданностью состоявшихся в минувшее воскресенье всеобщих выборов в Боснии и Герцеговине (БиГ) английская Би-Би-Си и немецкая "Дойче велле" назвали поражение Хариса Силайджича, одного из членов президиума, представляющего боснийцев-мусульман.
Система власти в этой стране крайне сложна и преследует основную задачу - чтобы ни один из трех проживающих в БиГ народов (боснийцев, сербов и хорватов) не был ущемлен другими. Поэтому руководит государством коллегиальный орган - президиум, в котором три народа имеют по одному представителю. При этом страна поделена на две части - Федерацию БиГ, объединяющую боснийцев и хорватов, и Республику Сербскую, где преимущественно проживают сербы. В каждой из них есть еще и собственная система законодательной и исполнительной власти. Такая структура государственного управления сочетает в себе одновременно силу отдельных народов с гарантией их прав и слабость всего государства в целом. Ведь в этой ситуации принять единое решение на высшем уровне зачастую оказывается просто невозможным.
Поражения Силайджича, отмечают западные СМИ, с одной стороны, никто не ожидал. Последние почти два десятилетия он уверенно входил в боснийскую политическую элиту. С другой, они считают, что решение избирателей, уставших от радикальных взглядов Силайджича, как раз наоборот, можно было предугадать. Из-за своей неуступчивости и чрезмерной националистической риторики нередко блокировались на государственном уровне разумные инициативы в интересах всех трех народов, что не способствовало налаживанию порядка в стране. Крах Силайджича выглядит тем более значительным, если посмотреть на его результат: он занял даже не второе, а третье место, пропустив вперед более умеренных политиков. Не удивительно, что уже на следующий день он заявил о своем окончательном уходе из большой политики.
А победу отпраздновал сын покойного боснийского военного лидера Алии Изетбеговича - Бакир. Уже после оглашения предварительных результатов он заявил о своем намерении проводить "реальную политику" и добиться консенсуса в президиуме. Сербский и хорватский члены этого органа власти Небойша Радманович и Желько Комшич свои посты сохранили. Правда, в отношении последнего возникла комичная ситуация. Лидеры хорватских националистических партий БиГ призывали избирателей отказать ему в поддержке, что многие из голосовавших и сделали. Однако Комшич все равно победил благодаря голосам, отданным за него боснийцами.
Республика Сербская параллельно выбирала своего президента, которым стал ее нынешний премьер-министр Милорад Додик. При этом возглавляемый им Союз независимых социал-демократов одержал победу практически на всех уровнях. Однако в сербской части БиГ тоже не обошлось без сюрпризов. Более 10 процентов бюллетеней для голосования за сербского члена президиума, как оказалось, имеют дополнительные отметки, что сделало их недействительными. По словам представителей оппозиции, они еще до выборов предупреждали о возможности фальсификации властями результатов голосования. В частности, речь шла о том, что у них на "вооружении" есть специальные приспособления в виде перстня со встроенной ручкой, которой можно сделать дополнительную отметку в бюллетенях, например, во время их пересчета. Так что дело пахнет серьезным скандалом, если такие предположения подтвердятся.
Наряду с этим, проводились также выборы в законодательные органы всей страны, Республики Сербской, Федерации БиГ и ее кантонов. Все участвовавшие партии в ходе избирательной кампании в той или иной степени прибегали к националистическим лозунгам. Возможно, именно эти идеи привлекли избирателей, активность которых на этот раз оказалась выше обычного. На эти выборы, кстати, уже шестые по счету после заключения Дейтонского мирного договора 1995 года, положившего конец вооруженному конфликту в БиГ, вышли более 56 процентов граждан, имеющих право голоса.
Теперь Боснию и Герцеговину, по мнению специалистов, ожидает трудный период. По всей видимости, предстоят длительные переговоры о создании правящих коалиций из весьма разнородных партий для формирования ее многочисленных органов власти.
Такова "лоскутная" реальность БиГ, где пока нет ни национальной идеи, ни особого желания населяющих ее народов делать что-либо совместно. В этом плане очень характерно одно из заявлений Додика. Незадолго до выборов он сказал, что эта страна "будет существовать не до тех пор, пока она это может, а до тех пор, пока она должна это делать". А на этом-то как раз настаивают западные страны, "сотворившие" БиГ в нынешнем, мало приспособленном для нормального функционирования, виде.