05.10.2010 00:30
Экономика

Николай Студеникин: Партнеры по ГЧП не научились договариваться друг с другом

Партнеры по ГЧП - государство, банки и бизнес - не научились договариваться друг с другом
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №37 (770)
Читать на сайте RG.RU

Как показывает практика и результаты исследований, одна из основных проблем государственно-частного партнерства - отсутствие доверия между основными участниками ГЧП. Как организовать коммуникации между партнерами, рассказывает исполнительный директор НП Центр развития ГЧП Николай Студеникин.

- Какие на сегодняшний день существуют проблемы во взаимоотношениях государства и бизнеса?

- Центр развития ГЧП совместно с Институтом современного развития провели исследование "Развитие ГЧП в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура", охватив 18 регионов. Опрос показал, что выстроить государственно-частное партнерство без доверия и диалога невозможно. ГЧП нередко воспринимается чиновниками в регионах лишь как способ сбросить на частного партнера убыточный объект. Цель - решить проблему за счет частного партнера. Другая крайность - бизнес рассчитывает получить от государства привлекательный объект в управление (или в собственность) либо создать доходный объект. Цель - извлечь максимум прибыли. Где-то посередине находится компромисс. Государство должно учитывать конечный интерес бизнеса, а бизнес должен действовать, считаясь с интересами государства и социальной значимостью тех объектов, которые создаются, реконструируются или передаются в управление.

Другая проблема - это отсутствие традиций такого партнерства. Когда длительного опыта отношений нет, а случаев обмана с обеих сторон предостаточно, то доверия не возникает. Вспомним первые глобальные проекты в Санкт-Петербурге, например, "Западный скоростной диаметр", из которых инвесторы вышли вскоре после заключения соглашения. Нет доверия к власти еще и потому, что чиновники сменяемы, причем в регионах ротация происходит регулярно. Всегда есть риск уволнения, вследствие чего у региональных руководителей возникает психология "временщиков". И много случаев, когда отношения и контракты, выстроенные с региональной властью, после смены ключевых чиновников пересматривались. Это серьезный риск для проекта.

Еще одно важное препятствие для развития инфраструктуры - это коммуникационные барьеры между регионами. Имеет место ситуация, когда каждый субъект развивает проектную практику на основе собственных представлений. Нет обмена опытом, циркулирования информации о проектах, банка инфраструктурных проектов того, что в Европе принято называть "sharing knowledges".

Чтобы проблему отсутствия доверия постепенно снять, необходимо создать определенную систему коммуникаций и оперативного обмена информацией. Это может быть онлайн-система, объединяющая участников ГЧП проектов по персональному принципу как членов определенного сообщества, своего рода "социальная сеть". Мы сейчас стараемся выстроить эту систему, в которой условным понятием является ГЧП-специалист. То есть тот или иной специалист, выступающий на стороне либо консультанта, либо органа власти, либо финансовой структуры, который непосредственно имеет отношение к проектному финансированию и должен коммуницировать с другими участниками сообщества. Тем самым возникает привязка не к региону, а проекту: заинтересованные могут быстро связаться с инициаторами проекта или даже всей проектной группой.

- Вы утверждаете, что необходим диалог между государством, частным партнером и банками. А что это должен быть за диалог?

- Да, без этого не запустить проект. Такой диалог формируется как стратегически, так и ситуативно, в привязке к конкретным проектам, причем они взаимосвязаны. Каждый успешный инфраструктурный проект становится "кейсом", который убеждает инвесторов, что государству можно доверять и работать с ним "вдолгую", а чиновников - что бизнес дорос до того уровня, когда может взять ответственность за реализацию масштабных инфраструктурных проектов, которые всегда были прерогативой государства.

Стратегическая задача коммуникаций между тремя этими субъектами - сформировать постоянные рабочие отношения и доверие. Научить стороны цивилизованным отношениям, построенным на открытости и компетентности. Уместно вспомнить латинское выражение "Vis unita fortior", "объединенные силы мощнее".

На тактическом уровне есть необходимость создания универсального "софта" - коммуникационно-управленческой платформы для реализации проектов с группой участников.

- А есть какие-то примеры таких коммуникационных систем?

- Мы хотим создать универсальную систему проектного сопровождения. Такая онлайн-система позволит всем субъектам выстраивать документооборот, управлять своими документами, версиями документов, обмениваться информацией, осуществлять менеджмент, планировать время. Это закрытая система внутрипроектного менеджмента для проектной группы с большим составом участников из разных регионов или стран. В нее входят представители банков, консультантов и администрации. В этой системе они общаются между собой, ведут совместную работу над документами.

Кроме того, необходим интернет-ресурс, где участники отрасли могли найти все, что им нужно, для того чтобы построить проект. Начиная от законов, регулирующих государственно-частное партнерство, региональных и федеральных нормативных актов, до инвестсоглашений и примеров финансовых моделей.

Тем самым мы создаем некое сообщество, где будет циркулировать информация, и любое новое найденное проектное решение, проектная схема будет тиражироваться, внедряться сразу в разных регионах.

- Каким образом можно снять коммуникационные барьеры между регионами?

- Это комплексная проблема, которую можно решить только совместными усилиями всех участников инфраструктурной сферы. Необходимы межрегиональные исследования, посвященные механизмам ГЧП. "Круглые столы" и конференции. Онлайн-системы, о которых уже говорилось. Образовательные программы, причем как очные, так и дистанционные. Необходимы отраслевые издания, в частности посвященные проектному финансированию и ГЧП.

В отрасли остро не хватает эффективных коммуникационных каналов, мы находимся в ситуации разобщенности основных участников ГЧП-рынка. Притом что само сообщество уже сформировалось и постепенно начинает говорить на одном языке.

- В чем состоит проблема развития практики государственно-частного партнерства и в целом проектного финансирования?

- В том, что каждый регион стремится сделать это самостоятельно, и только у некоторых это получается, у тех, у кого есть кадровые и финансовые ресурсы. К примеру, Санкт-Петербург смог оперативно "подключиться" к западному проектному опыту. Отсутствует единая концепция развития инфраструктуры на основе механизмов ГЧП в России, а также координация этой деятельности в регионах.

- Насколько востребованы сейчас программы по образованию в сфере ГЧП? Насколько сейчас актуальна проблема дефицита кадров?

- За последние два года резко вырос интерес к тематике ГЧП и начали появляться первые образовательные программы, например, в МИИТе (программа мин транса), РАГС и ГУ - ВШЭ. В октябре этого года программа повышения квалификации, рассчитанная на региональные администрации, запускается центром на базе Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова. Проводится много открытых семинаров в регионах, особенно активен в этом плане Центр ГЧП при Внешэкономбанке. Но конечно, чтобы восполнить дефицит информации и знаний, таких программ нужно как можно больше и на высоком качественном уровне. Если в Москве и Санкт-Петербурге есть квалифицированные кадры, "выращенные" в международных консалтинговых структурах, банках и госструктурах, то в регионах нехватка специалистов является одним из тормозов развития государственно-частного партнерства. Некомпетентность региональных чиновников приводит к тому, что им проще строить объекты инфраструктуры по-старинке, за бюджетный счет, чем разбираться в сложных финансовых моделях, предлагаемых частными компаниями. Да и с частным партнером та же проблема в формировании проектных команд. Поэтому единицы из бизнес-структур обладают достаточными компетенциями, чтобы подготовить проект, суметь выстроить диалог с государством и довести его до соглашения и закрытия проекта.

-А можно ли найти на рынке труда "ГЧП-специалистов"?

- Если вы откроете любую кадровую базу, вы увидите, что очень многие специалисты сейчас позиционируют себя именно так. Это в основном те, у кого есть проектный опыт. Де-факто сложилась новая специальность, требующая особой компетенции и знаний, у которой хорошие перспективы. Расширяется сообщество профессионалов, говорящих на одном языке.

Бизнес