06.10.2010 00:10
Культура

Легендарный театр "Комеди Франсез" впервые посетил Екатеринбург

В Екатеринбурге прошли гастроли прославленной "Комеди Франсез"
Текст:  Татьяна Андреева Ксения Дубичева
Российская газета - Федеральный выпуск: №225 (5304)
Читать на сайте RG.RU

В рамках года "Россия - Франция" в Екатеринбурге старейший государственный театр мира "Комеди Франсез" представил "Женитьбу Фигаро". Легендарный театр шесть раз гастролировал в России, но восточнее Москвы до сих пор не забирался. Сейчас он впервые "открывает для себя регионы": тур включает Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Москва, Петербург, Калининград.

Для многих зрителей впечатление от спектакля "Комеди Франсез", показанного на родной провинциальной сцене, сродни культурному шоку. К примеру, как минимум, необычно видеть "живьем" обаятельнейшего Мишеля Робена, который снимался в "Невезучих", "Игрушке" (фильмах из того времени, когда само существование других стран представлялось сомнительным), а также в более "свежей" культовой "Амели". Дважды орденоносец Робен - рыцарь ордена "За заслуги" и кавалер ордена Искусств - отметит свое 80-летие в России достаточно "литературно": его день рождения выпадает на переезд из Москвы в Петербург - навстречу маршруту Радищева.

Но выделять какого-либо актера из труппы "Комеди Франсез" неверно по определению. Этот театр существует как ассоциация актеров, которые сами им управляют. Эта уникальная организационная структура - маленькая республика, основанная на принципах братства и равенства - учреждена, как ни странно, Людовиком XIV и позволяет выводить на сцену уникальный же по согласованности актерский ансамбль. В труппе нет "звезд", а есть "товарищи", сосьетеры - равноправные члены ассоциации. И потому на сцене актеры существуют как единый организм вроде пчелиного роя (недаром "родной" зал "Комеди Франсез", зал Ришелье, украшает позолоченный улей).

Руководящий орган театра - собрание 40 сосьетеров демократично решает все важные вопросы голосованием, например, "за" увольнение на пенсию одного из "товарищей" должно проголосовать большинство - не менее 21-го сосьетера.

Кроме того, в труппе работают 20 пансионеров, которых нанимают на отдельные спектакли. Их зарплата в два раза меньше и, конечно, в отличие от полноправных членов труппы долю от прибылей они не получают. Кстати, билеты в этот театр не так уж и дороги по европейским меркам - около 30 евро.

"Комеди Франсез" - единственный во Франции репертуарный театр, - этим и исчерпывается сходство с российскими реалиями. Даже обладая буйным воображением трудно представить себе отечественную труппу, которая самостоятельно, голосованием решает вопросы репертуарной политики. Кроме того российский зритель привык к режиссерскому театру, а "Комеди Франсез" показывает театр безусловно актерский, высокой пробы профессионализма.

Режиссер Кристоф Рок поставил "Женитьбу Фигаро" (премьера 2007 года) как феминистский спектакль - трактовку вечной, вневременной темы противостояния полов. Впрочем, совсем уберечься от политики ему не удалось: заявления героев, обличающие социальную несправедливость, екатеринбургская публика неизменно встречала аплодисментами. Хотя режиссера больше интересовали повороты сюжета, стремительностью и крутизной не уступающие "американским горкам". Он превратил второе действие в "бомбу с сюрпризом" (знакомые с первоисточником Бомарше вряд ли ожидают увидеть на сцене таких персонажей как медведь или Смерть) и задал пьесе искрометный темпоритм, который актеры легко выдерживают.

На старте спектакля горюющая по мужу-изменнику графиня в исполнении великолепной Эльзы Лепуавр это глубоко трагедийный персонаж вроде Антигоны, какой и ассоциируется с "Комеди Франсез", - однако та же Графиня, резвясь с Пажом, не чуждается откровенно фарсовых красок. Марселина (Мартин Шевалье) начинает с обличительного пафоса, но с течением пьесы этот "сухарь" превращается в нежное до кошачьей мягкости существо.

В целом спектакль уморительно смешной, вполне заменяет бутылку шампанского, как уверял нас Пушкин, и оставляет приятное послевкусие. Театр, родившийся в 1680 году, музеем отнюдь не выглядит, но века культурной традиции прослеживаются хотя бы в легкости, с которой в оформлении спектакля цитируется, скажем, полотно Учелло, открывающее Большую Галерею в Лувре. Так что в отношении благоговейного уважения чувствуешь себя вроде тех солдат в Египте, к которым обращался Наполеон: "Сорок веков смотрят на вас с высоты пирамид!".

Театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь