Восклицать вслед за Пушкиным "Друзья! Прекрасен наш cоюз!" еще рано - к такому выводу пришли участники форума "Таможенный союз-2010: первые итоги и перспективы".
На полигоне созданного в нынешнем году Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана живут около 170 миллионов человек. "Организация такого пространства влечет для некоторых потери, для большинства - приобретение", - с таких слов начал свое выступление на форуме генеральный директор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Савченко.
Будущий экономический эффект от внедрения норм ТС уже подсчитан: для России это примерно 400 млрд долларов в год, для Казахстана и Белоруссии - примерно 15-20 млрд долларов. Безусловно, эти цифры актуальны для уже "раскрученного" Таможенного союза, работающего в полную силу. Поэтому ожидать, что таких показателей реально будет достичь хотя бы в ближайшие два-три года, может только безнадежный оптимист.
Впрочем, таковых среди участников форума не оказалось - особенно если взять представителей бизнес-сообщества. Не отрицая в целом идею создания ТС, они высказали достаточно претензий к его организации, особенно касаемо законодательной базы. Это и неудивительно. Таможенный кодекс РФ в редакции от 2004 года разрабатывали почти пять лет, а ТК ТС - сорок дней. Европейские страны строили свой таможенный союз 35 лет, мы же уложились меньше чем за год, хотя первые упоминания на уровне глав правительств о необходимости его создания восходят к 1995 году.
Никто не отрицает, что в любом деле не обойтись без издержек. Но для того и задумывался сей форум, чтобы эти "узкие" места обозначить и довести до сведения представителей законодательной и исполнительной власти. Константин Чайка, статс-секретарь, заместитель руководителя ФТС России, признал, что с законодательной базой ТС пока не все гладко. И не потому, что законодатели наших стран где-то что-то недоглядели. У каждого государства - участника ТС есть еще и международные обязательства перед третьими странами. Вот на границе с Казахстаном частично сохранится таможенный контроль до 01.07.2011. Совсем снять его нельзя, поскольку в Казахстане пока действуют льготные таможенные пошлины по 409 товарным позициям.
При этом мало унифицировать только таможенное законодательство. Есть еще гражданское, валютное и множество других. Скажем, прозвучал такой пример: в Казахстане паспорт сделки необходимо открывать, если сумма контракта превышает $50 тыс., в России - $5 тыс., а в Белоруссии и того меньше. И таможенная служба в эту казуистику лезть не может, в ее компетенции - только инициировать унификацию других законодательных норм.
Если взять конкретно Россию, то тут участники форума сошлись во мнении, что основной недостаток ТС в том виде, в котором он существует сейчас, - это проволочка с принятием закона о таможенном регулировании. А между тем Таможенный кодекс ТС имеет более тысячи отсылочных норм к национальному законодательству. Надежды на то, что закон о таможенном регулировании будет принят к 1 июля 2010-го, как видим, не оправдались. 18 июня, после первого чтения в Госдуме, он был отправлен на доработку. И перед вторым чтением, которое состоится во второй половине октября, еще предстоит рассмотреть 380 поправок - в основном от представителей бизнес-сообщества. Впрочем, Константин Чайка заверил собравшихся, что ни одна поправка в законопроект не будет принята без одобрения трех сторон: ФТС России, минэкономразвития и Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
"Больные" места нашего будущего национального таможенного законодательства подробно осветила бывший сотрудник ФТС России, советник по таможенному праву DLA Piper Марина Лякишева. Какие при этом могут возникнуть проблемы у бизнеса в случае принятия законопроекта в том виде, в котором он есть сейчас?
Первое - это невозможность использования авансовых платежей для уплаты ввозной пошлины (авансы и пошлины поступают на разные счета). "Я не знаю, как будет организована деятельность участников ВЭД при декларировании импортных грузов. При этом в Казахстане авансом платить ввозные пошлины можно, ТК РК предусматривает такое право", - заметила М. Лякишева.
Второе - исполнение обязанности по уплате платежей для целей выпуска товаров. Эта норма противоречит постановлению Конституционного суда от 12.10.1998 г. N24-П и ставит российских плательщиков в заведомо худшие условия по сравнению с плательщиками РК и РБ. При этом не указан орган и сроки для подтверждения плательщику информации о поступлении платежей на соответствующие счета, как это установлено в Казахстане. Там подтверждение осуществляет Федеральное казначейство в этот же день. У нас же, поскольку сроки не указаны, таможня может высылать подтверждение в течение 30 дней. Что будет за это время с товаром?
О явном нарушении баланса ответственности между бизнесом и государством свидетельствует отсутствие нормы о начислении процентов при возврате денежных средств. Если таможня взыскала излишние платежи, считает М. Лякишева, то при возврате их участнику ВЭД необходимо плюсовать и проценты от этой суммы с даты излишнего взыскания. А то получается, что государство использует неправомерно истребованные денежные средства безвозмездно. Бюджету это выгодно, а потому практика незаконного взыскания таможенных пошлин и налогов, незаконных корректировок таможенной стоимости получает все большее распространение. Естественно, это снижает доверие бизнеса. Участники ВЭД несут финансовые потери. И эти потери они закладывают в цены на товары, а далее - искусственный рост инфляции, снижение инвестиционной привлекательности России из-за недоверия отечественного и зарубежного бизнеса.
А вот в Белоруссии излишне взысканные по вине таможенников суммы возвращаются плательщику с начисленными на них процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования национального Банка РБ...
Однако, по мнению М. Лякишевой, закон о таможенном регулировании надо принимать как можно скорее, потому что даже плохой закон много полезнее, чем вообще его отсутствие. А потом уже по ходу дела вносить в него необходимые поправки. Скажем, в ТК РФ от 2004 г. поправки вносились вплоть до нынешнего года, и ничего...
Анализируя таможенное законодательство в части уплаты платежей, она отметила тенденцию ужесточения норм, начиная с 2009 года. Это сужение круга плательщиков, минимизация возможности уплаты с использованием микропроцессорных карт (у нас нет конкуренции среди операторов платежных систем), сокращение форм обеспечения уплаты (в 2009 году исключен договор страхования). Максимально расширились требования по обеспечению уплаты и одновременно сузился круг лиц, имеющих право внесения обеспечения. Теперь это может сделать только плательщик, а раньше могли и третьи лица. Массовый характер приобрели отказы в возврате излишне оплаченных платежей, и единственный механизм их возврата - это судебное обжалование. При этом доказать умысел инспектора в содеянном совершенно нереально.
Участники ВЭД постоянно слышат пожелания таможни к бизнесу быть более открытым для контролирующих органов. Но быть открытым в одностороннем порядке нельзя. Бизнес ждет от таможенной службы и государства того же. Пока же, как заметил менеджер практики налогового и финансового консультирования компании Noerr Эдуард Серегин, к сожалению, заседания правительства по таможенным вопросам, равно как и мероприятия Комиссии Таможенного союза, носят закрытый характер. Публикуются уже готовые решения без предварительного широкого обсуждения, причем нередко за день-два до вступления в силу. Планы государства по таможенному регулированию - вообще для бизнеса тайна за семью печатями...
И все же бизнес понимает, что обратного пути нет, и надеется быть услышанным. И что в будущем законе о таможенном регулировании будут учтены все замечания, мешающие нормальной деятельности законопослушных участников ВЭД.