05.10.2010 00:55
Общество

В Москве назовут имя Учителя года-2010

Сегодня в Государственном Кремлевском дворце назовут имя Учителя года-2010
Текст:  Мария Агранович (Магнитогорск - Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск: №224 (5303)
Читать на сайте RG.RU

Секретный конверт с именем абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года-2010" вскроют министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и председатель Большого жюри конкурса, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий.

В Москву на большой форум, приуроченный ко Дню учителя, уже приехали все участники педагогической "олимпиады", финал которой проходил в этом году в Магнитогорске. Среди них пять финалистов - трое мужчин и две женщины, три естественника и два гуманитария. Так, статуэтки Малых хрустальных пеликанов получили русист из Вологодской области Вячеслав Вахрамеев, его коллега по предмету Гульнара Сабитова из Челябинска, учитель химии из Грозного Роза Халадова, математик из Москвы Михаил Случ и преподаватель химии и биологии из Тульской области Андрей Гарифзянов.

Кстати, и министр Андрей Фурсенко, и ректор Виктор Садовничий уже признали: нынешний конкурс был самым сложным и самым профессиональным за последние годы.

- Год от года растет уровень профессионализма наших учителей, - подчеркнул Виктор Садовничий, который возглавляет жюри конкурса уже 15 лет. - Могу с уверенностью сказать: ни в одном из предыдущих конкурсов не было таких классных мастер-классов.

В Магнитогорске 74 финалиста конкурса провели девять сложных, насыщенных, ярких и, безусловно, незабываемых дней. Открытые уроки для местных школьников, методические занятия для коллег, встречи с родителями, внеклассные занятия с детьми - все это были задания, за которыми в течение всех девяти конкурсных дней внимательно следило жюри. Мероприятия проходили в школе N 5, той самой, где преподает победительница конкурса прошлого года Наталья Никифорова. Именно она первой провела свой открытый урок - для конкурсантов: мастерски переплетая математические задачки с логическими головоломками из "Алисы в стране чудес" Кэрролла.

Судьям тоже пришлось потрудиться. По словам экспертов, отобрать лучших было ой как сложно. Если прежде явный лидер выделялся уже в середине соревнования, то в этот раз педагоги практически до конца шли нога в ногу, ровно, обгоняя друг друга буквально на десятые, а иногда и на сотые доли баллов. Жюри уверено: это потому, что сегодня практически у всех равные возможности, равный доступ к различным технологическим средствам, Интернету, интерактивным методическим разработкам. Главное - уметь всем этим пользоваться.

А может быть, еще и потому, что год, в который проходит конкурс, - Год учителя? Практически все учителя отметили: им пришлось больше работать, больше узнавать, больше общаться. Да и внимание было повышенное - и со стороны учеников, и со стороны журналистов, и со стороны властей. Правда, некоторые вздыхали: "Только бы с окончанием "нашего" года все это не закончилось..."

Андрей Фурсенко прибыл в Магнитогорск за день до награждения пятерки финалистов. После того как побывал в колледжах и школах города, приехал к конкурсантам - отвечать на вопросы лучших учителей России. "Дер жал ответ" министр больше двух часов - абсолютный рекорд среди подобных встреч прошлых лет. В середине беседы Андрею Фурсенко пришлось даже попросить у присутствующих разрешения снять пиджак и продолжить встречу, что называется, "без галстуков" - такими "горячими" были вопросы.

- Какие программы модернизации сельских школ будут продолжаться? - спросили министра учителя из Самарской области.

- Количество малокомплектных школ не уменьшается, несмотря на реструктуризацию, - ответил министр. - В России до сих пор примерно в 10 процентах школ учится меньше чем по 10 ребят. В такой школе дать достойное качественное образование очень сложно. Мы вместе с минсельхозом обсуждаем вопрос о расширении практики образовательно-культурных центров села "школа-сад-дом культуры". Нельзя детей превращать в заложников и силой удерживать их в слабых школах. Ребенку нужны хорошие условия и хорошие педагоги. Давайте думать об этом. Правда, малышам-первачкам лучше все-таки учиться рядом с домом. Ради них, может, и стоит оставлять в деревне пару-тройку учителей и платить им нормальную зарплату.

Это последнее высказывание прошло у педагогов на ура. Министру аплодировали.

Андрей Гарифзянов - самый молодой из конкурсантов, ему всего 24 года, четыре из которых он уже проработал в школе. Он спросил у Фурсенко:

- Планируется ли увеличивать квоты на гранты педагогам в рамках нацпроекта "Образование".

Напомним, в этом году сумма грантов увеличилась - теперь это 200 тысяч рублей, но количество претендентов сократили. Вместо 10 тысяч учителей награждают всего тысячу.

- Давайте не будем забывать, что кроме федеральных грантов есть региональные, - отметил министр. - Было предложение вообще отдать эту часть нацпроекта на региональный уровень, ведь школы находятся в ведении субъектов РФ. Но мы решили сохранить гранты из федерального бюджета и порекомендовали главам регионов ввести подобные гранты и на своем уровне. Для меня это принципиально. Количество грантов можно не расширять. Когда мы вручали по 10 тысяч грантов в год, то со временем изначально высокий конкурс претендентов и их уровень начали падать.

- Нет ли возможности вернуть письменный экзамен по литературе? - деликатно поинтересовался учитель русского и литературы Вячеслав Вахрамеев.

- Я тоже в этом вижу большую проблему, - откликнулся министр. - Считаю, что вернуть сочинение было бы неплохо. Но не как часть ЕГЭ. Ведь мы понимаем, насколько велика опасность "скатывания" текстов из Интернета. Никто не мешает нам во время учебы в школе требовать, чтобы дети писали сочинение на уроках.

Напоследок министра попросили перечислить "разумное, доброе, вечное", что появилось в образовании в последние годы.

- В образовании не может быть побед-нокаутов, а только победы по очкам, - сказал Андрей Фурсенко. - Медленное накапливание преимущества. Переход к информатизации - это качественный скачок, несмотря на все опасности. Он психологически перестроил педагогов, сократил неравенство между регионами, сделал ребят в большей степени гражданами страны. Мне кажется, в стране возникло ощущение и понимание, что образование - очень высокий приоритет.

С каждым годом главный педагогический конкурс становится все более зрелищным. Жаль, что его не показывают по телевизору. Вот и в этот раз "круглый стол" образовательных политиков" - так называется последнее решающее испытание для пятерки финалистов- проходил в лучших традициях телевизионного ток-шоу.

прямая речь

На сцене дворца культуры металлургов им. Орджоникидзе на высоких стульях расположились финалисты и Андрей Фурсенко. Он в этой дружеской "схватке" исполнял роль резонера. Ради чего мы учимся? Чему надо учить, чтобы достичь успеха? Как учить детей в информационном обществе, когда по большому счету они в первый класс приходят уже со знанием всей программы благодаря Интернету?

Вячеслав Вахрамеев, учитель русского языка и литературы школы N 2 г. Сокола Вологодской области:

- Все, что нас окружает, - это информация, а знания - это другое. Информация, пропущенная через мое сердце, и есть знание, именно это я должен донести до своих ребят. Учителю надо встать с детьми на один уровень и не врать.

Михаил Случ, учитель математики, директор школы N 1060, г. Москва:

- Задача школы - научить ребенка коммуникации с миром. Помочь этот мир сделать своим. Говоря компьютерным языком, школа - это провайдер.

Андрей Гарифзянов, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы Тульской области:

- Мы живем в высокотехнологичном мире, и прирост информации ежесекунден. Наша задача - учить тому, чего сами еще не знаем, тому, что понадобится ребенку завтра. Задача школы - не в передаче информации. Мы должны показать подходы и методы работы с информацией. Как говорят химики, нет вредных веществ, есть вредные количества.

Роза Халадова, учитель химии школы N 38, г. Грозный:

- Школа существует не только для знаний. Нам нужно воспитывать детей духовно. Учить их добру, толерантности, этикету, культуре общения. Принято, что все дети должны получать знания одинаково. А у всех разные потребности и способности.

Образование