Вчера Российский союз ректоров обсудил проект нового закона "Об образовании".
Как уже писала "РГ", он серьезно меняет систему российского образования. В частности, согласно проекту исчезает целый уровень профподготовки - начальное профессиональное образование - и меняется классификация учебных заведений. К примеру, должны исчезнуть академии. Все ректоры были единодушны: документ крайне необходим, и в целом текст проекта получил от них одобрение. Но замечаний к нему - масса.
Так, ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что закон не должен быть похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. Слишком большое количество декларативных норм могут закон "провалить".
- Мы подсчитали, что, если убрать из документа излишнюю декларативность, проект похудеет в два раза, им станет удобнее пользоваться, - сказал Виктор Садовничий.
Президент РСР также отметил, что подушевое финансирование образовательной деятельности, предусмотренное в проекте закона, пока не отражает всей специфики процесса обучения. В свою очередь ректор РосНОУ Владимир Зернов предложил четче прописать критерии оценки вузов и вообще больше внимания уделить конкуренции в сфере образования. А директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян отметил, что в новом законе нет философии российского образования, не прописана роль и место в развитии страны.
По мнению Владимира Исакова, вице-президента Торгово-промышленной палаты и одновременно председателя Комиссии по правовой информации и информатизации Ассоциации юристов России, проект не отвечает принципам федерализма - не проработаны положения об уровнях управления образованием. К тому же надо принимать опережающие решения. Например, о переходе к всеобщему бесплатному высшему образованию, хотя бы - бакалавриату.
На что присутствующий в зале министр образования и науки Андрей Фурсенко сразу отреагировал:
- Переход к всеобщему бесплатному высшему образованию у нас уже есть. Половина выпускников школ попадают в вузы на бюджетные места. На тысячу выпускников приходится в два с половиной раза больше мест, чем в советское время!
Список ректорских поправок и предложений занял почти 190 страниц. Вот некоторые из них: освободить образовательные учреждения, в том числе и частные, от налога на землю; предоставить льготы собственникам, которые им сдают помещения; вернуть отсрочку от армии, в том числе и тем, кто учится на новых, еще не аккредитованных специальностях; приравнять зарплату преподавателей к средней в экономике и строительстве; платить прибавку к окладу молодым специалистам в течение трех лет после окончания вуза; увольнять педагогов только после окончания учебного года; разрешить сельским школам самим определять предельную наполняемость классов...
Самые большие споры шли, пожалуй, вокруг двух вещей: судьбы начального профобразования и уравнивания колледжей с институтами. Нельзя ли оставить все по-старому?
Андрей Фурсенко сразу возразил:
- Давайте называть вещи своими именами. Если мы говорим о том, что высшая школа не может не заниматься наукой, то две трети вузов придется закрыть немедленно. Сегодня только 16 процентов вузов занимаются наукой.
Министр согласился с тем, что проект закона должен быть более сжатым и конкретным. При этом подчеркнул, что некоторые замечания - "противоречивые". Ректорское сообщество предложило создать рабочую группу из 5-6 человек, которые доработают документ.