08.10.2010 00:09
Культура

60 процентов сборов от продажи музыкальных альбомов достается "пиратам"

Исполнителям не достается даже трети сборов от продажи билетов
Текст:  Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №228 (5307)
Читать на сайте RG.RU

Музыканты сегодня получают лишь 10 процентов дохода от продажи новых альбомов. Всего 30 процентов достается легальным звукозаписывающим компаниям. Остальное - гребут под себя "пираты". Вот такая получается у нас "некультурная статистика".

"Я потрясен этими цифрами", - не скрывал эмоций президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, выступая на заседании Меркурий-клуба. Причем они касаются не только шоу-бизнеса, но и академической музыки, которая, вопреки расхожему мнению о ее кончине, с каждым годом становится все более востребованной.

Наша музыкальная культура, уверен Примаков, находится на весьма высоком уровне. И если в экономической модернизации мы пока идем по сценарию, догоняющему западные передовые технологии, то в музыке продолжаем играть "первую скрипку". Как сохранить ее чистое звучание? Какие необходимо принять меры, чтобы поддержать симфонические оркестры, композиторов, солистов, защитить их авторские права, в том числе и на заработанные деньги? Этим вопросам и было посвящено очередное заседание Меркурий-клуба.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Но какую бы "больную" тему ни затрагивали в тот день приглашенные на дискуссию композиторы, руководители консерваторий, дирижеры симфонических оркестров, представители бизнеса, обсуждение неизменно концентрировалось на проблемах законодательства. Чаще всего упоминали так и не принятый за 12 лет закон о культуре. Лед тронулся только в апреле этого года, когда в Госдуме прошли парламентские слушания "О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре". Но пока так и не удалось прийти к общему мнению по главному вопросу: "Должна ли культура выйти на самоокупаемость или ей все-таки необходима стабильная государственная поддержка?". Не ответив на него, признал главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Юрия Силантьева Александр Клевицкий, не имеет смысла двигаться дальше. И надо отдать должное деятелям искусств, они не намерены полностью переложить свои проблемы на плечи государства. Музыканты готовы и умеют зарабатывать, но беда в том, что слабая законодательная база, практика применения уже существующих норм не дает им возможности полностью воспользоваться плодами своего труда.

Первая проблема - крайне слабая защита авторских прав. "Доля доходов непосредственных создателей музыки - исполнителей, авторов и композиторов - составляет немногим больше 20 процентов от общих доходов легальной музыкальной индустрии", - сообщил директор департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ Николай Гетман. Однако, по оценкам экспертов, "белый" оборот российской музыкальной индустрии в 2009 году составил всего 1,44 миллиарда рублей. Если же учесть теневой оборот, то доля авторских доходов упадет как раз до 8-10 процентов. Необозримый размер контрафакта Гетман проиллюстрировал только одним фактом. Недавно в Москве и Подмосковье правоохранительные органы закрыли семь линий, выпускающих пиратскую продукцию. Объем производства превысил 50 миллионов DVD-дисков. Это 18 процентов общероссийского рынка. Кстати, стоимость оборудования превысила 20 миллионов долларов, что говорит о высокой доходности "бизнеса". И здесь без помощи государства не обойтись. Только с его участием, считают музыканты, можно разработать общую стратегию защиты отечественного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции, скоординировать действия федеральных органов исполнительной власти, закрыть лазейки в законодательстве. Николай Гетман напомнил опыт стран Евросоюза, где введена уголовная ответственность не только за изготовление и сбыт, но и за приобретение контрафактной музыкальной продукции.

Вторая проблема - оплата за концертную деятельность. Выручка от продажи билетов могла бы вывести многие коллективы почти на самоокупаемость. Тем более интерес к симфонической музыке в России растет. Как рассказала министр культуры Московской области Галина Ратникова, если "два года назад мы с трудом продавали билеты по 200 рублей, то теперь залы полны при цене 2 тысячи рублей". "Исследование концертно-зрелищной отрасли Москвы и Санкт-Петербурга показало, что в 2009 году она принесла более миллиарда долларов", - сообщил генеральный директор коммуникационного холдинга InterVtdia Евгений Сафронов. Кстати, 26 процентов в структуре московских концертов занимает именно академическая музыка. Но, увы, их устроители безбожно занижают количество проданных билетов. На 35-70 процентов, утверждает представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности Эрик Вальдес-Мартинес. И предлагает создать единую автоматизированную систему сбора сведений о продаже билетов. А так же принять закон о гастрольно-концертной деятельности, где были бы прописаны права и ответственность не только музыкальных коллективов, но и устроителей концертов.

Третья проблема - государственные гранты из федерального бюджета. Это, пожалуй, единственный вопрос, обсуждаемый на заседании Меркурий-клуба, который напрямую касался выделения госденег на деятельность музыкальных коллективов. Таких премий, считает Александр Клевицкий, должно быть больше, а оформление документов на их получение необходимо упростить. И что особенно важно, заметил музыкант, выдвижение коллективов на гранты надо сделать более прозрачным. Уже после заседания, в кулуарах Меркурия-клуба, эксперты не раз упоминали Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, который еще ни разу не получал грант. В то же время он не может себе позволить большую концертную деятельность, поскольку постоянно занят на записи музыки к кинофильмам.

Четвертая проблема - меценатство и частно-государственное партнерство в музыкальной деятельности. Их развитие могло бы решить большинство финансовых проблем музыкантов. На Западе, приводили пример участники дискуссии, есть внебюджетные фонды, в которые даже начинающий композитор может обратиться со своим проектом. И получить деньги на его реализацию. Вложения в академические музыкальные жанры - это своего рода венчурные (высоко рискованные) и долгосрочные инвестиции. Никто не может дать полной гарантии, что новый проект принесет прибыль. А если и принесет, то не сразу, как это может быть в шоу-бизнесе. Задача государства, считает Александр Клевицкий, создать законодательную базу для таких внебюджетных фондов, заинтересовать предпринимателей, например, налоговыми преференциями, вкладывать в них деньги. Это же касается и меценатства. Бизнесмен, поддерживающий культуру, должен получить в обществе особый статус и поддержку со стороны государства. А для этого опять же - необходимо разработать законодательные основы и для меценатства, и для частно-государственного музыкального партнерства. Без этого в современной России никогда не появятся новые "Саввы" - Мамонтовы и Морозовы.

И, наконец, пятая проблема - острейший дефицит музыкальных менеджеров. Как правило, в России художественный руководитель оркестра совмещает еще и должность директора. Другой вариант в большинстве случаев просто невозможен. Продюсеров для академической музыки - днем с огнем не сыщешь. Для киноиндустрии, шоу-бизнеса - пожалуйста. Можно зайти в Интернет и с ходу найти приглашение записаться на курсы продюсирования художественных и телевизионных фильмов, развлекательных музыкальных программ. Но попробуйте проделать то же самое для академической музыки. И увидите, какая это проблема. Поэтому, считают участники дискуссии, необходимо дополнить проект закона об образовании специальным положением, которое бы предусматривало создание системы подготовки современных управленческих кадров для академических музыкальных коллективов.

Понятно, все пять проблем надо решать комплексно. Тем более это далеко не весь список вопросов. По мнению участников дискуссии, необходимо разработать и принять национальную программу по культуре. Главное сейчас, поставил задачу Примаков, не допустить негативного влияния коммерциализации музыкальной культуры "на потребу дня". И если перенимать что-то у Запада, то только позитивный опыт поддержки и развития творческих коллективов, их проектов, защиты авторских прав. К сожалению, на заседании Меркурий-клуба не было представителей профильных ведомств, хотя их и приглашали. Однако, как обещал Евгений Примаков, результаты обсуждения в концентрированном виде будут изложены в записке для руководства страны.

Прямая речь

Галина Ратникова, министр культуры Правительства Московской области:

- Свои надежды на улучшение состояния культуры мы связываем с более активным участием бизнеса. Следует добиться, чтобы культура была доступна людям с любым достатком.

Затягивать с этой работой нельзя. В обществе постепенно исчезает потребность посещать объекты культуры. К тому же они порой труднодоступны - и в материальном, и в географическом смысле. В 1980-е годы на выезде, то есть "в провинции", в глубинке, давалось до 46 процентов спектаклей. Сейчас - 7 процентов. Половина детей Московской области никогда не посещала театр.

Сергей Скрипка, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии:

- Хорошая музыка нужна для воспитания ума. Но для этого она должна быть доступной. Где люди могут ее услышат? По радио, по телевидению - ее практически нет. Концертных залов по стране мало. Я отнюдь не считаю, что вся популярная музыка плоха. Но людям должно быть доступно и другое искусство.

Я 35 лет работаю с оркестром в подмосковном Жуковском. Все концерты проходят с аншлагом. Администрация города давно поняла, что они нужны, что симфонический оркестр - недешевое удовольствие. И помогают. У Российского государственного симфонического оркестра кинематографии нет такой поддержки. Мы пытаемся зарабатывать. Выкроили время, проводим по абонементам цикл "Живая музыка экрана". Четвертый сезон собираем полные залы. Но этого мало. В принципе, оркестр постоянно находится на грани выживания. Что я могу предложить своим музыкантам? 9-13 тысяч рублей в месяц. Это не заработок, особенно в Москве.

Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского:

- Петербургская и московская консерватории должны иметь статус университета. Но, по новому закону об образовании, нас могут перевести в ранг институтов. Это значит, мы не сможем иметь свою аспирантуру. Следует сохранить за нами это право. И еще один момент. Нелепо считать главным и успешным признаком учебы в аспирантуре какую-то напечатанную работу. Главная цель наших аспирантур - подготовить уникальных виртуозов своего дела, в частности музыкантов. Это "штучный товар" мирового значения и уровня, гордость и достояние страны.

Музыка