07.10.2010 00:29
Общество

Свадебная церемония на Кавказе и сегодня не обходится без калыма

Свадебная церемония на Кавказе и сегодня не обходится без калыма
Текст:  Алена Ларина (Ингушетия)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (5306)
Читать на сайте RG.RU

Свадьба на Кавказе - сложный ритуал, а неизменным атрибутом сватовства является калым, размер которого индивидуален для каждой республики.

Невеста в цене

В Ингушетии калым за невесту, который оставался неизменным на протяжении многих лет, подорожал до 40 тысяч рублей.

По словам муфтия республики Исы Хамхоева, раньше ставка калыма равнялась сумме в две тысячи американских долларов, и на эти деньги можно было собрать девушку к свадьбе. Со временем цена калыма снизилась до 12,5 тысяч рублей, на которые сегодня трудно даже одеть невесту. К примеру, только прокат национального свадебного наряда в Ингушетии стоит до 20 тысяч рублей.

Для небогатых родителей девушки подорожавший калым - благо, чего нельзя сказать о большинстве ингушских женихов. Ведь многие молодые люди в республике не имеют постоянной работы, и 40 тысяч рублей для них - деньги немалые. Но если парень действительно хочет жениться, он сможет заработать на калым, считают в муфтияте.

- Хочет молодой человек жениться - пусть работает. Если у него сегодня нет средств на калым, как в будущем он сможет содержать семью?! - замечает заместитель кадия Ингушетии Магомед Хаштыров.

Впрочем, если девушка любит парня, и родители поддерживают ее выбор, можно обойтись и без калыма или уменьшить его. Хотя, надо отметить, редкий ингушский жених готов пойти по этому пути. Ведь традиции в республике сильны, и к тому же, что скажут люди?!

Родители невесты получили еще одну поблажку. Теперь если парень похитил девушку по обоюдному желанию (что в Ингушетии не редкость), он может жениться на ней в тот же день, разумеется, получив согласие будущего тестя с тещей. Тем самым семья возлюбленной освобождается от тяжелой в финансовом плане обязанности играть свадьбу в своем доме.

Случается, горячие ингушские парни похищают девушек с целью женитьбы, не спросив у них согласия. Хотя официальная статистика насильственных похищений невест в республике не ведется, как отмечают в муфтияте, за последние два года таких фактов стало намного меньше. Это связано с принятием в начале 2008 года постановления Совета Алимов Ингушетии, в котором категорически осуждается насильственное похищение невест. Похититель обязан выплатить штраф в сумме 10 тысяч рублей мечети населенного пункта, где он проживает. Кроме того, если девушка не вернется в тот же день в дом отца, удалого молодца признают изгоем, а у тейпа, к которому он принадлежит, будут игнорировать свадьбы и похороны.

В свадебной церемонии участвует вся многочисленная родня жениха и невесты.

Семья девушки должна раскошелиться на подарки родственникам будущего зятя. Зачастую покупается также мебель и бытовая техника, которые привозят в дом жениха накануне свадьбы.

Свадебное торжество проходит в воскресенье как в доме жениха, так и невесты, и может продолжаться еще несколько дней кряду. До свадьбы и утром в воскресенье родственники и знакомые везут девушке подарки и деньги. Как говорят, сумма собирается приличная. Пока невесту наряжают, ее родные и гости празднуют за столами.

К заранее оговоренному времени прибывает свадебный поезд с родственниками жениха. Впереди - сваты и мула. Если при выходе невесты первыми выстрелят родственники жениха, значит, он будет в семье главным, и наоборот.

В доме будущего супруга девушку ставят в красный почетный угол, где она принимает поздравления. По обычаю, в это время она должна молчать - это говорит о ее скромности. Но некоторые бойкие невесты не выдерживают острых шуток гостей в свой адрес (к примеру: "Какая некрасивая девушка досталась нашему парню!") и дают словесный отпор.

В идеале невеста стоит перед гостями до вечера, а потом начинаются танцы до утра.

Жених обычно появляется на празднике в третью ночь, после того как простился с холостяцкой жизнью в кругу друзей.

В загс, чтобы оформить отношения официально, молодые люди, как правило, идут только после рождения ребенка.

Больше, чем калым

В Карачаево-Черкесской Республике калым заменен на махар. В чем разница?

- По исламу, калым - это выкуп за невесту, который достается ее семье, а махар - дар девушке от будущего супруга на случай развода. Калым в чистом виде существовал у нас до 1808 года, когда на северо-западный Кавказ пришла страшная чума. Тогда на общенародном сходе и было решено заменить калым на махар, чтобы в случае развода или потери мужа у женщины были средства на проживание, - рассказывает старший научный сотрудник отдела этнографии института гуманитарных исследований КЧР, кандидат исторических наук Рашид Хатоев.

Махаром может стать земельный участок, недвижимость или круглая сумма. Но все равно он зачастую намного меньше, чем берне, согласно которому невеста должна щедро одарить всех родственников мужа.

- Берне - это уже не исламская, а национальная традиция. Если в семье рождаются две-три девочки, у нас шутят, что их родители нуждаются в подаянии. Иметь дочек крайне разорительно. В свое время берне не смогла запретить даже советская власть. Родню будущего супруга девушка должна одарить украшениями с бриллиантами, коврами, дорогой одеждой, поэтому берне начинают собирать сразу после рождения дочери, - продолжает Рашид Хатоев.

Зато родители невесты в Карачаево-Черкесии экономят на свадебном тожестве. Ведь свадьбу играют в доме жениха, и расходы оплачивает его сторона. Сам молодой человек в эти три дня живет у близкого друга, который становится ему нареченным братом. Родственники невесты обязаны подарить ему дорогую вещь.

Парень появляется в родительском доме в первую брачную ночь.

Слово - золото

В Чеченской Республике калым сохранился и стоит примерно как средняя корова (20 - 30 тысяч рублей). Помимо денег родителям будущей жены несут продукты питания - два ящика чая, мешок сахара, молодого барана.

Свадьба, как и в КЧР, играется только в доме жениха, и родни невесты на ней нет.

Зачастую парень и девушка наводят справки друг о друге через знакомых. Потенциальная невеста нередко интересуется, не является ли молодой человек или его семья чьими-либо кровниками (по законам кровной мести расплатой за предумышленное убийство является смерть виновного или кого-то из его родни).

Когда решение молодых людей о вступлении в брак созрело, они договариваются о встрече их родителей друг с другом. В день знакомства семей девушку забирают в дом к парню, а ее семья получает калым, который тратится, в основном, на одежду и приданое дочери. Перед уходом из отчего дома девушку благословляет на брак мула, при разговоре со священнослужителем обязательно присутствие двух свидетелей.

Невесту сопровождает родственница. Эта миссия считается очень почетной и прибыльной - семья парня одаривает женщину дорогими подарками.

На свадьбе молодая должна молчать. По обычаю, когда она подносит воду, гости пытаются с ней заговорить - слово невесты стоит немалых денег.

Обычно через пару месяцев после свадьбы родственники девушки везут в дом зятя подарки и приданое, в том числе для свекра обязательно красивое постельное белье.

Комментарий

Юнус-Бек Евкуров, президент Ингушетии:

- Повышение калыма в республике надо рассматривать исключительно как помощь родителям невесты или стартовый капитал для молодых. Так пожелало само население. Хотя сумма в 40 тысяч рублей для многих значительная, не думаю, что она остановит потенциальных женихов. Количество браков в республике не снизится. Случается, родители девушки отказываются от калыма. К примеру, когда я женился, семья моей будущей жены не взяла деньги.

К тому же свадьбы в Ингушетии всегда окупаются. Гости приходят на торжество не по списку приглашенных, а всем селом или улицей, где живут молодые. Каждый дарит какую-то копеечку. В итоге, когда родители молодоженов подсчитывают дары, часто полученная сумма превышает свадебные расходы.

Тем временем

На встрече с президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым глава правительства Владимир Путин высказал свое мнение по поводу повышения ставки калыма в республике. По мнению премьера, с одной стороны, калым - подспорье для родителей дочерей, с другой, несмотря на то что это давно сформировавшаяся традиция, от нее нужно отходить, становясь более современными. Ведь парни и девушки из бедных семей, не имея возможности заплатить калым или сыграть свадьбу, чувствуют себя хуже других.

Семья и дети Ингушетия Кубань. Северный Кавказ