О непреодолимом желании снять фильм о плотской жизни Адама и проблемах инвалидов в современном мире корреспонденту "РГ" рассказал режиссер Юрий Грымов.
Российская газета: Юрий Вячеславович, говорят, ни один продюсер не сможет заставить вас взять в картину того или иного артиста.
Грымов: Просто я занимаюсь независимым кино. Что это значит? Я всегда свободен в выборе. Снимаю тех артистов, которых хочу, а не тех, которых режиссеру навязывает продюсер. Сам выбираю темы, волнующие меня сегодня. Так было, например, с книгой Людмилы Улицкой "Казус Кукоцкого"... Я сам выбираю музыку, сам монтирую. Делаю так, как считаю нужным. Никто не может диктовать мне свои условия. Когда мы снимали фильм "На ощупь", неожиданно умер Майкл Джексон, и я посвятил ему сцену. Включил в фильм песню Виктора Цоя...
РГ: Зачем вам это понадобилось?
Грымов: Уже выросло поколение, которое вообще не знает, кто такой Цой. Для меня это шок! Мне кажется, в фильме "На ощупь" много такого, ради чего стоит идти в кинотеатр и смотреть. По изображению, по спецэффектам - работа колоссальная. Ни в одном фильме вы больше не увидите подобного разрушения автомобиля "вживую", без спецэффектов. То, что видно на экране - сцена в полторы минуты, - в реальности длилось полторы секунды. Один-единственный дубль, но готовился он 2 месяца.
РГ: Кстати, работа мальчика, слепого от рождения, производит также неизгладимое впечатление....
Грымов: Это Генка. Он вообще лучше нас всех! Жаль, что его не было на премьере (лежит в больнице). На вопрос "кем ты будешь?" он отвечает: "Артистом. Что же теперь делать?" Ребенок очень удивился, что ему заплатили деньги за съемки. "А что тут делать-то? Это же игра. Вот копать, тащить что-нибудь - это работа. А я пришел, поиграл". В фильме есть сцена, где мальчик тащит умершего деда. "Вот это было тяжело", - сказал позже Гена. Он очень цельный человечек. Когда передвигался на площадке, его надо было брать за локоть. Под конец мы заметили, что все так ходим - придерживая друг друга. Привыкли! Это было очень трогательно.
Задействовав в съемках слепого человека, я попытался понять и показать, насколько мы неправильно живем, многого не замечаем, ко многому относимся цинично, разрешаем впустить в себя то, чего не следовало бы...
РГ: Вас искренне волнует проблема инвалидов?
Грымов: Вы знаете, что в России за последние 10 лет число инвалидов выросло с 5 до 17 миллионов? Одна слепая женщина сказала мне: "Юр, знаешь, чем отличаются 90-е от нашего времени? В то время я выходила на улицу и тут же слышала: "Вас куда-нибудь проводить?" А сейчас могу целый день стоять на переходе со своей белой палочкой, стучать ею - и никто не подойдет.
РГ: В фильме вы показали 80-е годы, 90-е. Вспоминаете их с теплотой?
Грымов: А как же! Созревание там было - и физическое, и творческое. Кислород был - при всех проблемах. Сегодня проблем не меньше, но кислорода нет, иллюзий больше нет. Меня интересовал переход от одного общества к другому: кто пришел к власти, как жили люди. Я очень хочу снять фильм про 90-е, про становление шоу-бизнеса, про крушение русского рока. Это ведь все на моих глазах происходило.
РГ: Какие еще есть планы, задумки?
Грымов: Мы задумали интересное кино с прекрасным питерским детским писателем Андреем Кутерницким, написали сценарий "Последнее искушение Адама". Я хочу вернуть Адама в рай и чтобы его играл 60-летний Депардье. Это будет фильм про первого мужчину на земле, прожившего плотскую жизнь, с опытом, что такое женщина, вино и все такое прочее, сказавшего: "Надо брать!" (улыбается).
Валерий Баринов, народный артист России:
- Очень любопытно работать с Юрием Грымовым. Между нашей первой встречей - задолго до съемок - и следующей, уже на площадке, прошло несколько месяцев. Я увидел другого Грымова, который настолько погрузился в материал, что буквально всю группу заразил своей идеей. Не знаю, с каждой ли картиной он так меняется.