В этом году микрорайону Можайский Красносельского района исполняется 510 лет. Местные жители напрасно надеялись, что к юбилею их изоляция от города хоть немного уменьшится.
Вряд ли в Санкт-Петербурге найдется другой такой микрорайон - в Можайском нет ни магазина хозтоваров, ни отделения банка, ни аптеки. И даже автобусы сюда не ходят. Радости цивилизации ограничиваются киоском с незамысловатым набором продуктов да ветхим зданием почты, которая работает по четыре часа в день.
- Захолустье, - вздыхают можайцы. - Было бы не так обидно, если б мы и впрямь жили в глухой деревне, но ведь микрорайон относится к городу, и по паспорту мы самые настоящие петербуржцы. Только второго сорта.
Центр общественной жизни Можайского сосредоточен на вокзале - возле симпатичного, но донельзя запущенного здания железнодорожной станции, построенного 120 лет назад. Электрички - единственный транспорт, связывающий микрорайон с другими частями города. Поехать на работу, купить стиральный порошок, показаться врачу, оплатить коммунальные услуги - в решении любой жизненной мелочи можайцам без железной дороги не обойтись. Для местных жителей это не только долго, но и накладно.
- За любым лекарством и медицинской помощью мы вынуждены добираться в Красное Село. Цена проезда от Можайского до ближайшей аптеки в Красном Селе составляет 49 рублей в одну сторону, таким образом, стоимость упаковки анальгина вырастает с 10 до 108 рублей, то есть почти в одиннадцать раз, - подсчитывают жители микрорайона. - Здесь нет ни промтоварного, ни хозяйственного магазина, нет банковского отделения. Безрадостную картину дополняют регулярно подтопляющий одну из центральных улиц водопровод. Все эти обстоятельства превращают наш красивый микрорайон в какие-то трущобы. Что касается электричек, то интервал их движения неуклонно растет, уже никого не удивляет, что, опоздав на одну, следующую придется ждать более часа, а дневные интервалы составляют более полутора часов. И это микрорайон Санкт-Петербурга!
Жители Можайского говорят, что за последние годы неоднократно обращались и в районную, и в городскую администрации, но не меняется ровным счетом ничего. Между тем в администрации Красносельского района, к которому относится микрорайон, уверяют, что часть проблем будет решена. Правда, не в юбилейном 2010 году, а года через три.
- В микрорайоне Можайский проживает около 500 человек. Установленными нормативами на такое количество жителей не предусмотрено строительство социально-значимых объектов. Нами неоднократно поднимался вопрос о включении в адресную инвестиционную программу строительства общественно-административного центра в Можайском. В конце 2009 года удалось добиться включения проектирования здания в адресную программу проектно-изыскательских работ будущих лет строительства. Согласно подготовленному техническому заданию, центр будет включать в себя отделение почтовой связи, опорный пункт охраны порядка, офис врача общей практики, подростково-молодежный центр, библиотеку, службу соцобеспечения. Предполагаемые сроки строительства - 2011-2013 годы, - говорит глава администрации Красносельского района Владислав Петров. - Предпринимателям предложено построить в Можайском магазин шаговой доступности, однако в связи с его предполагаемой низкой рентабельностью желающие пока отсутствуют.
Казалось бы, транспортный вопрос решается намного проще, чем строительство целого центра, однако здесь перспективы выглядят совсем безрадостно: частники не спешат ехать в Можайский, ссылаясь на все ту же нерентабельность, а муниципальные автобусы сюда невозможно пустить из-за неприспособленных дорог.
Как объясняет Владислав Петров, для того, чтобы в Можайский начал ходить социальный автобус, здешние проспекты 25 Октября и Красных Командиров надо расширить с 6,5 до 8 метров плюс построить посадочные площадки и разворотное кольцо, оборудовать железнодорожный переезд. По оценке комитета по градостроительству и архитектуре, выполнить все эти работы представляется невозможным. Администрация района направила в ГУ "Организатор перевозок Санкт-Петербурга" предложение о пуске коммерческого автобусного маршрута до станции "Можайская", но интереса к отдаленному микрорайону так никто и не проявил.
- Два-три года назад были попытки пустить к нам маршрутное такси. Однако сделать так, чтобы об этом все знали, и вывесить расписание почему-то никто не догадался, поэтому маршрутки походили несколько дней да и перестали, - вспоминает молодой житель Можайского Максим. - Так и живем: единственная альтернатива электричке - такси, которое далеко не всем по карману. Ну или еще можно пройтись пешком несколько километров до деревни Виллози - она хоть и не относится к Петербургу, но с автобусным сообщением там все в порядке.
- Тяжело здесь жить, - подводят невеселый итог его друзья. - Как только появится возможность - уедем. В настоящий, а не второсортный Петербург.