Законодательное собрание Свердловской области приняло в трех чтениях пакет законопроектов, снижающих налоговую нагрузку для бизнеса. Закон вызвал общественный резонанс, поскольку считается, что выгоду от нововведений получит лишь крупный бизнес.
Нововведения коснулись прежде всего исчисления налога на прибыль. Его ставка снижена до 13,5 процента для двух групп налогоплательщиков, регистрирующихся на территории области начиная с 1 января 2010 года, - за исключением компаний, образованных в результате реорганизации. В первую входят некоммерческие организации и производственные кооперативы, во вторую - хозяйственные товарищества, хозяйственные общества и унитарные предприятия с уставным капиталом свыше десяти миллионов рублей.
Сниженная ставка будет действовать в течение пяти налоговых периодов: для тех, кто зарегистрировался в 2010 году, - с 2011-го, для тех, кто позже, - с момента регистрации.
Как рассказал исполняющий обязанности министра экономики Свердловской области Виталий Недельский, региону в данный момент не хватает средств на социальные расходы - областной бюджет способен профинансировать только 30 процентов областных целевых программ. Налоговые нововведения направлены на увеличение поступлений в бюджет за счет привлечения в регион новых компаний. По расчетам налоговиков и областного минфина, принятие этого закона может повлечь за собой выпадение доходов в размере до 350 миллионов рублей в год (до 1,8 миллиарда за пять лет).
Как пояснил председатель комитета облдумы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков, для расчета взяли крупнейших налогоплательщиков региона и предположили, что 80 процентов из них создадут новые юридические лица и будут платить налог на прибыль по пониженной ставке. Но законодатели рассчитывают, что взамен недополученного в течение пяти лет в бюджет поступит от новых налогоплательщиков порядка восьми миллиардов, а за десятилетие - около 25 миллиардов рублей.
За изменение областного закона "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области" проголосовало большинство парламентариев, однако многие из них обозначили возможные слабые места законопроекта, что послужило поводом для дискуссии. В частности, зампредседателя комитета облдумы по бюджетной политике Юрий Баланов отмечает, что фирмы могут создать для себя новые торговые дома, снижающие общий объем прибыли, к тому же есть риск злоупотреблений при перерегистрации существующих фирм. Впрочем, крупные компании, холдинги федерального значения, иностранные предприятия ведут взвешенную политику и открывают свои подразделения, исходя из инвестиционного и налогового климата, заключил он.
Депутат облдумы Евгений Артюх отметил, что многие компании и без дополнительных льгот научились снижать налог на прибыль, действуя, в частности, через оффшоры, и поэтому мотивирующий фактор может быть недостаточным. Он же высказал опасения о возможной криминализации бизнеса за счет того, что в область "слетятся" те, кто уходит от налогов в своих регионах. На что его коллега Лев Ковпак отметил, что 99 процентов бизнеса работает на кредитах, и банки станут сильным ограничительным фактором для перевода денежных потоков.
- Я не против снижения ставок, - высказался еще один депутат, Владимир Герасименко, - но в таком варианте закона из числа потенциальных получателей льгот исключается огромное количество предприятий - не только малый и средний, но и инновационный бизнес, научные организации.
Виталий Недельский отметил, что барьер в десять миллионов призван снизить вероятность волны перерегистраций, которую гораздо легче провести небольшим фирмам, нежели крупным.
Кроме налога на прибыль законодатели скорректировали преференции по налогу на имущество. Льгота, работавшая ранее, предусматривала его 50-процентное снижение в части той суммы, на которую вырастают основные фонды компании. Таким образом стимулировались модернизация и закупка нового оборудования. Действие льготы решено продлить до 2015 года, а размер увеличить до ста процентов. Кроме того, налог на имущество не будут платить организации, владеющие грузовыми железнодорожными вагонами в течение трех налоговых периодов с момента их ввода в эксплуатацию. Действие закона начнется с 2011 года, предполагаемые потери бюджета составят около 540 миллионов рублей в год, однако к 2012-му поступления от новых налогоплательщиков по этой статье должны составить не менее миллиарда ежегодно.
Стоит отметить, что не так давно в регионе зарегистрировано дочернее предприятие крупнейшей железнодорожной компании, в собственности у которого около 160 тысяч вагонов. С ним и оказались связаны главные "острые углы" законопроекта. В частности, депутат облдумы Георгий Перский заявил, что осуществляется неприкрытый лоббизм интересов транспортных компаний. Впрочем, по истечении льготного периода ежегодный доход в бюджет области от нового подвижного состава прогнозируется в размере более миллиарда рублей. Кроме того, Урал, являясь прежде всего экспортным регионом, получает назад гораздо меньше вагонов, чем отправляет, и увеличение их количества призвано сгладить проблему их дефицита.
Программы налогового стимулирования не новинка в УрФО: в Курганской области налог на прибыль может быть снижен вплоть до 13,5 процента для тех, кто делает большие капитальные вложения в бизнес; в Тюменской области такие преференции очень распространены и дифференцированы - там, например, освобождали от налога на имущество строящиеся логистические комплексы и кирпичные заводы, снижали ставку налога на прибыль до 14 процентов для компаний-инвесторов. Особое положение по уплате налогов в северных автономных округах у компаний, занимающихся нефтедобычей и полезными ископаемыми. Но, по мнению экспертов, настолько масштабных налоговых нововведений в округе еще не было, и Свердловская область с началом их действия попадет в разряд наиболее благоприятных по инвестиционному климату регионов.
Денис Татаркин, заведующий сектором финансов и стратегического развития Института экономики УрО РАН:
- Идея конкурентной борьбы регионов за налогоплательщиков здрава и полезна, налоговое законодательство предусматривает этот механизм. Однако в случае второй волны мирового кризиса эта льгота может навредить. Снижение налога на прибыль как стимулирующий инструмент может быть эффективно только в условиях положительной макроэкономической динамики. Снижение два года назад федеральным законодателем ставки налога на прибыль предприятий никакого положительного эффекта не дало, только бюджетные потери. Принятая на областном уровне льгота по налогу на имущество предприятий выглядит более продуманной в сложившихся макроэкономических условиях. Даже при негативном сценарии это поддержит предприятия, поскольку и в кризис модернизация производства не останавливалась. Но пятилетний срок льгот по налогу на имущество маловат. Цикл большого строительства или введения нового оборудования с нуля длится не менее одного-двух лет. Предприятия не успеют почувствовать преимущества льготы во всей полноте, хотя она весьма полезна.