Сколько человек по всей стране угодили за решетку и кого можно, а кого нельзя брать под стражу - все это подсчитали в Следственном комитете РФ.
Санкции тяжких статей, как рассказали корреспонденту "РГ" в Следственном комитете, предусматривают большие сроки лишения свободы, а граждане, их совершившие, оставаясь на свободе, представляют опасность для людей и могут сбежать. Но тем не менее, заверили в СК, избирая меру пресечения, следователи подходят к каждому случаю индивидуально, учитывая обстоятельства дела и личность обвиняемого.
В прошлом году, по словам Александра Бастрыкина, у следователей СК было на руках 196 тысяч уголовных дел. А под стражу по ним взяли граждан только в 16 процентах случаев. В цифрах это - 31 811 человек. В первом полугодии 2010 года этот показатель еще уменьшился - пошли на аресты лишь 13 процентов. То есть под стражу угодили 13 667 человек.
Для сравнения по уголовным делам, расследуемым следственными подразделениями МВД, в прошлом году взяли под стражу 110 632 человека, а в первом полугодии 2010 года - 44 923 человека. Надо сказать, что эта цифра не в пользу милицейского следствия, хотя у Следственного комитета дела, а значит и фигуранты куда серьезней.
По словам официального представителя СК Владимира Маркина, особое внимание следователи уделяют ходатайствам об изменении меры пресечения. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин даже издал на этот счет специальное указание. В нем сказано, что руководители следственных органов при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны учитывать как тяжесть совершенных преступлений, так и состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие важные обстоятельства. При этом состояние здоровья является одним из главных факторов.
Кстати, именно предварительным арестам был посвящен только что завершившийся специальный российско-германский семинар. Прошел он в Мосгорсуде и собрал всех, кто по роду работы занимается арестами - работников Следственного комитета, прокуратуры, адвокатов, судей, экспертов, студентов и аспирантов.
Как сказал, выступая перед собравшимися на семинаре специалистами Александр Бастрыкин, очень много сил отнимает у его ведомства борьба с коррупцией.
- В первом полугодии этого года нами рассмотрено свыше 24 тысяч сообщений о коррупции, по которым возбуждено 9 тысяч уголовных дел. В ходе следствия по делам коррупционной направленности было дополнительно раскрыто около 3 тысяч коррупционных преступлений, не состоявших на учете, - сказал руководитель СК.
Напомним, что президент внес законопроект о запрете держать под стражей тяжелобольных людей.
- О том, что арестант болен, начальник места содержания под стражей обязан немедленно уведомлять орган, расследующий дело. И что особенно важно, - подчеркнул Бастрыкин, - проведение медицинского освидетельствования таких граждан, будет возложено на независимых медицинских экспертов.
Как заявил Александр Бастрыкин, - в первую очередь арест должен обеспечивать безопасность других членов общества и ни в коей мере не избираться для "удобства" следователя, когда человека сажают для того, чтобы обвиняемый, как говорится, "был под рукой".
- Такая практика нами жёстко искореняется, - заявил глава Следственного комитета.
В 2009 году суды рассмотрели 208 тысяч ходатайств следователей СК о заключении под стражу. В каждом десятом случае в удовлетворении таких ходатайств отказано. В Следственном комитете уверены, что доброта суда не всегда бывает во благо. В качестве примеров там называют Хангаласский районный суд Якутии. Он отказал дать согласие на арест гражданина Канина, который совершил грабеж. Суд мотивировал свое решение тем, что Канин имеет постоянное место жительства, работу и не судим. Но личностью гражданина не поинтересовался. В результате, Канин вновь совершил уже особо тяжкое преступление - убийство.
В СК есть страшная статистика - в 2008 - 2009 годах 30 тысяч человек, находившихся под следствием, но не арестованных, вновь совершили преступления. Поэтому, уверяют в Следственном комитете, надо тщательно изучать насколько преступник опасен для общества, и принимать во внимание не только интересы обвиняемых, но и граждан, которых государство обязано защищать.