07.10.2010 00:05
Экономика

Государство готово продать часть пакета акций крупного морского перевозчика

Государство готово продать часть пакета акций крупного морского перевозчика
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №226 (5305)
Читать на сайте RG.RU

В следующем году по Северному морскому пути пойдет уже не одно, а несколько судов, сказал вчера вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, недавний пробный проход по нему показал, что перевозить грузы этим маршрутом на 30-40 процентов выгоднее, чем "южным путем".

В экспедиции участвовало судно "Совкомфлота". Эту компанию тоже ждут перемены. Как сообщил Иванов, правительство решилось на продажу очень крупных активов не только в банковской сфере, но и среди транспортных компаний. И крупнейшая в мире компания-перевозчик морских грузов - "Совкомфлот" - будет выставлена на продажу. Других подробностей Иванов не раскрыл, однако сказал, что у компании довольно молодой флот, возраст судов 5-7 лет.

Вице-премьер завел речь и об авиастроении. По его данным, всем известный самолет Ан-124 хотят получить многие, в том числе интерес к этому проекту проявили и в Америке. Иванов сожалел, что строительство этого самолета очень дорогое. Если Объединенная строительная корпорация не найдет заказ на 60-70 самолетов, то невыгодно будет начинать его производить, считает вице-премьер. Что касается сотрудничества с нашими ближайшими соседями, то на данный момент Россия ведет речь о строительстве ближнемагистральных пассажирских самолетов Ан-148, которые способны перевозить от 70 до 99 пассажиров. К сожалению, по мнению старшего вице-президента российской корпорации "Иркут" Владимира Чирикова, разработчики самолета на Украине требуют роялти уже сейчас в размере 390 тысяч долларов ежегодно. То есть они хотят получить дивиденды за свою разработку, но, к сожалению, пока еще производство этих самолетов не перешло свою точку безубыточности, что приводит к ряду экономических осложнений по его производству. "Иркут" выступает за уменьшение этих роялти хотя бы на первоначальном этапе. Сейчас речь идет о создании СП с украинской стороной, и в российской компании надеются, что после становления партнерских отношений разговор будет более конструктивный по производству этих машин.

Чириков раскрыл ряд цифр, связанных с производством МС-21 ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета, который должен прийти на смену Ту-154. До 2016 года программа по его производству должна составить 190 миллиардов рублей. Причем 40 процентов предполагается финансировать со стороны государства и 60 процентов - из внебюджетных источников. Скорее всего, это будут долгосрочные кредиты, которые "Иркут" должен согласовывать со своим стратегическим партнером - Сбербанком. Уже сейчас на разработку самолета потрачено 20 миллиардов рублей. В следующем году в бюджете запланировано 11 миллиардов рублей. Внебюджетные инвестиции должны составить 7,5 миллиарда рублей. Ближе к 2016 году пропорция должна меняться, и государственных средств предполагается меньше, чем внебюджетных. Уже в этом году ожидают со стороны одного из заказчиков самолета - Малайзии - поступления авансового платежа. В следующем году могут еще прийти деньги. По словам Чирикова, интерес к МС-21 есть в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке и у небольших европейских авиаперевозчиков. В России тоже есть заинтересованные. Кроме госкорпорации "Ростехнологии", готовой купить 50 машин, есть интерес у "Аэрофлота" и небольших компаний. Всего, по подсчетам производителей, 20 авиаперевозчиков проявили интерес к МС-21. Конечно, стоимость этого самолета немаленькая и сопоставима с ценой на иностранные аналоги - 60 миллионов долларов. Но в ходе переговоров стоимость может быть снижена или в эту сумму могут быть включены дополнительные услуги. Например, поставка наземного оборудования или тренажеров. Ряд компаний, которые намерены эксплуатировать этот самолет, уже интересовались этим предложением. Обычно тренажеры поставляют за год до поставки самолета, уточнили "РГ" в компании.

Водный транспорт