Вчера свою лепту в обсуждение законопроекта о полиции внесла партия "Правое дело", подробно объяснившая представителю МВД, что им там нравится, а что нет.
Сегодня истекают две недели, которые Дмитрий Медведев предоставил разработчикам законопроекта на осмысление поступивших поправок. Замначальника правового департамента МВД Константин Никишкин, участвовавший во вчерашнем обсуждении в штаб-квартире партии, сообщил, что с момента опубликования законопроекта на сайте МВД документом поинтересовалось более полутора миллионов человек. Поступило 33 тысячи откликов и более 20 тыс. конкретных предложений. Некоторые поправки, предложенные обществом авторам, были приняты.
- Вопрос освобождения ведомства от несвойственных функций является одним из самых сложных, например, мы насчитали 40 несвойственных функций, - сообщил Никишкин.
В качестве примера он с явным удовольствием сообщил, что была вычеркнута обязанность милиции заниматься безнадзорными животными. Также обсуждается идея избавления милиции от охраны зрелищно-массовых мероприятий, которые позволяют организаторам извлекать прибыль, пока порядок там обеспечивает милиция за государственный счет. "Решили сделать закон без детального прописывания", - неторопливо продолжал Никишкин, но тут член федерального политсовета ПД Григорий Томчин не выдержал: "Ни один закон не может быть рамочным!". "Часто складывается ситуация, что сначала примут рамочный закон, а потом принимают инструкции к нему, подзаконные акты, которые не проходят общественного обсуждения, и задним числом исправляют ошибки. А ведь ошибки тут - это судьбы людей", - поддержал его сопредседатель ПД Георгий Бовт.
Игорь Кучеренко, член питерского политсовета ПД и полковник МВД в отставке, перечислил гостю другие цифры, которые сложились после обсуждения этого законопроекта среди питерских адвокатов, правозащитников и партийцев: восемь норм прямо противоречат принципам функционирования рыночной экономики, 13 - правам человека и гражданина, 15 направлены против самих полицейских, пять - против общественных советов при МВД, 26 оставляют возможность для широкого злоупотребления, и еще 26 - просто неконкретны. "Что значит - сотрудник имеет право проверить иные документы? Должен быть полный перечень этих документов, или дойдут до того, что будут спрашивать права на ношение очков", - возмущался Кучеренко.
- Я не хотел нападать на милицию, где я вырос, - добавил Кучеренко, - нигде не любят полицию, но к ним есть уважение, а сегодня нас не уважают, а боятся.
С такой же горечью высказывался и член московского политсовета ПД Аркадий Мурашев: "Главный порок этого законопроекта - полное выведение ответственности региональных властей за общественный порядок. Чтобы реформировать полицию, надо сделать это всем миром. Как сказал нам в ходе обсуждения на одном из "круглых столов" один губернатор - спасибо, что взяли все на себя". На это Никишкин напомнил, что одна из причин, по которой система ротации в МВД фактически не работает, это проблема отсутствия служебного жилья: "У меня есть друг - он полтора года живет в служебном кабинете, потому что пойдешь просить квартиру - станешь у губернатора ручным". "Концепция, выстраивающая вертикальную централизованную систему, явно противоречит как федеративному устройству страны, так и работе участковых, патрульно-постовой службы, чья деятельность больше связана с населением на местах", - считает член ФПС Борис Надеждин.
Что касается денег, то Георгий Бовт предложил все-таки настаивать на включении пакета социальных гарантий для сотрудников МВД непосредственно в сам закон, не откладывать в отдельный законопроект, причем четко прописать, к примеру, выплаты за ранение или параметры служебного жилья на члена семьи. Он сообщил, что партия направит свои поправки к законопроекту в МВД.