Госдума в минувшую пятницу приняла в первом чтении законопроект, который предполагает новый порядок публикации партией своих основополагающих документов.
До сих пор действовали нормы, согласно которым создающаяся политическая организация могла обнародовать программу после учредительного съезда. То есть еще до того, как организацию официально признают политической партией, она за счет средств федерального бюджета публикует в "Российской газете" свою программу. Причем вне зависимости от того, зарегистрируется политическая партия после этого или нет.
Однако, как замечают авторы законопроекта "единороссы" Андрей Воробьев и Сергей Попов, будущим партийцам, уже громко заявившим о себе, может быть отказано в государственной регистрации их партии. Но введенные в заблуждение опубликованной программой люди уже собираются под знамена несуществующей организации. "С нашей точки зрения, здесь необходимо ввести определенную коррекцию, поскольку мы ставим в неравное положение реальные политические структуры и те, которые как бы только заявляют о своем желании зарегистрироваться", - заявил, представляя законопроект на пленарном заседании палаты, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов.
Чтобы избежать подобной ситуации, депутаты Госдумы и решили внести в Закон "О политических партиях" поправки, которые предусматривают публикацию программы новорожденной партии после ее официальной регистрации. Сокращается и срок, в течение которого партия должна познакомить народ со своими главными задачами, идеями и принципами. Сейчас на это дается два месяца. Однако согласно поправкам, принятым Госдумой, партия должна предоставить основные положения своей программы для публикации не позднее чем через 15 дней после регистрации. И в течение 15 дней они должны быть опубликованы в "Российской газете".
Большинство думцев признали новые правила вполне приемлемыми. Однако коммунисты увидели в них подвох, направленный против неугодных политических организаций. По словам первого замруководителя фракции КПРФ Сергея Решульского, это "чисто такой чиновничий, механистический подход, который никакому движению развития многопартийности в нашей стране не способствует". А вводится для того, чтобы, если партия не понравится, иметь "чиновничьи рогатки", позволяющие эту партию не зарегистрировать.
Дума приняла также в первом чтении новую редакцию Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Вариант, предусматривающий унификацию и упрощение процедур лицензирования, введение бессрочного действия лицензий, существенное - с 82 до 49 - сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также установление единого порядка осуществления лицензионного контроля, предложило правительство. И большинство депутатов его поддержали.
Прежде всего уменьшается число видов деятельности, порядок лицензирования которых в настоящее время устанавливается другими законами. На сегодняшний день из-под действия закона выведено лицензирование в 13 сферах деятельности.
После вступления проекта в силу лицензирование в них будет осуществляться в соответствии с его универсальными нормами. В целях сокращения издержек бизнеса на получение нескольких лицензий наименования многих самостоятельно лицензируемых видов деятельности предлагается объединить в один более общий вид экономической деятельности. Сами процедуры лицензирования будут возможны без взимания платы - только госпошлина. Законопроектом предлагается также предоставить соискателю лицензии право направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии в электронной форме.
По мнению первого замруководителя фракции "Единая Россия" Татьяны Яковлевой, как показывает практика, в настоящее время лицензирование - это всего лишь формальный анализ документов. Система лицензирования контролирует только 20 процентов получивших лицензии. К тому же, полагает Яковлева, для целого ряда видов деятельности более продуктивно лицензирование заменить на обязательное страхование гражданской ответственности. Однако Яковлеву беспокоит намерение отменить лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности.
"Ненадлежащее качество медицинских услуг, равно как и фармацевтической продукции, может напрямую угрожать жизни и здоровью людей. А поскольку эти виды деятельности имеют особую социальную значимость, то отменять лицензирование именно этих видов деятельности можно только одновременно со вступлением в силу федеральных законов, устанавливающих иные методы государственного регулирования", - заметила Яковлева. И выразила надежду, что к 1 января 2013 года, когда норма об отмене лицензирования в медицинской и фармацевтической деятельности вступит в силу, будет определен новый разрешительный механизм (аттестация или аккредитация). В то же время депутат понимает, что и формальное лицензирование для медотрасли гибельно. Нужен реальный контроль. Поэтому, по словам Яковлевой, изменяя форму разрешения на деятельность, необходимо одновременно предусмотреть проверку соблюдения стандартов медицинской помощи - к концу 2010 года как раз будет закончена работа над всеми 720 стандартами. Кроме того, необходимо осуществлять постоянный мониторинг за качеством оказания медицинской помощи через профессиональное сообщество и страховые компании. Возможно, тогда недовольных качеством оказания медпомощи будет не 60 процентов населения, как сейчас, а гораздо меньше.