11.10.2010 00:23
Культура

Владимир Ресин: реставрация Большого зала консерватории должна быть завершена к июню 2011 года

Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №229 (5308)
Читать на сайте RG.RU

Реставрация Большого зала консерватории должна быть завершена, как и планировалось, к проведению музыкального конкурса, который состоится в июне 2011 года. Такой вывод сделал во время субботнего объезда по городу врио мэра Москвы Владимир Ресин.

"Деньги есть, внимание государства и города тоже, - пояснил он. - Поэтому для строителей дело чести завершить работы в установленные сроки". Впрочем, врио мэра хорошо понимает, что задача эта непростая. По его словам - даже сложнее, чем реконструкция Большого театра. Дело в том, что здесь же, на Большой Никитской, сейчас ведутся работы еще и по реконструкции здания для театра "Геликон-опера", а на очереди - театр Маяковского. Если затянуть сроки, то узкая улица, где идет большой поток транспорта, просто не выдержит нагрузки.

Спешка спешкой, но и напортачить нельзя, об этом он тоже неоднократно напоминал в ходе объезда. Дело в том, что ансамбль Московской консерватории - это совокупность трех городских усадеб, который складывался на протяжении нескольких столетий. Каждая из них является памятником истории, культуры и архитектуры, а потому требует чрезвычайно бережного к себе отношения. Вот почему в том же Большом зале работы ведутся сразу по двум проектам - реставрации и приспособления. Цель первого понятна - сделать все как было. Правда, строителей и тут поджидал сюрприз. Когда они сняли портрет композиторов "могучей кучки" из фойе Большого зала, то обнаружили под ним остатки исторического витража. Москвичи, которые ходили сюда слушать музыку до войны, наверняка помнят эти 35 стеклянных кассет с декоративным орнаментом и медальоном со Святой Цецилией - покровительницей муз посередине. Витраж поручено восстановить.

Представители академии художеств, взявшиеся за это, пришли к выводу, что восстанавливать витраж придется фактически заново, прибегнув к технологиям московских художников девятнадцатого века. "Чтобы вернуть Большому залу исторический облик и сохранить его уникальную акустику, мы пошли на радикальный шаг, - рассказал корреспонденту "РГ" автор проекта директор Моспроекта-4 Андрей Боков. - Решили вынести все технологическое оборудование, которое сохраняет климат здания, обеспечивает его противопожарную безопасность и предусматривает пути эвакуации, за его пределы - в подземное пространство вокруг ротонды, перед памятником. Это, по сути, новое строительство, которое запрещено на территории памятника. Но даже самые упертые хранители старины соглашаются, что здесь оно необходимо. Ведь альтернатива этому решению могла быть одна - размещение всей инженерии в самом фантастической красоты здании, которое сейчас будет целиком отдано людям".

Но из-за статуса памятника пока нерешенным остается другой вопрос - паркингов. "Как вы сейчас обходитесь?" - поинтересовался Ресин у проректора по хозяйственной части. "Плохо", - признался тот. "Может быть, пойти по пути, как у минфина?" - предложил кто-то. "И в самом деле, почему бы и нет?" - ухватился Ресин и тут же дал задание и. о. префекта Центрального административного округа Алексею Александрову поручение просчитать, во что обойдется расселение жителей двух домов в новые квартиры. Если по карману - то тогда в домах, от которых останутся только фасадные стены (чтобы не нарушить исторической застройки Большой Никитской), можно будет разместить многоэтажные гаражи.

После завершения реставрации Большого зала на очереди - крылья здания: Малый зал и учебный корпус, затем - Рахманиновский зал и библиотека и напоследок - строительство оперного театра в Среднекисловском переулке и гостиницы для студентов. Так предполагалось проектом, в ходе реализации которого должен был появиться вокруг консерватории целый музыкальный квартал.

Музыка Москва Столица