12.10.2010 00:40
Экономика

В России вступают в силу новые правила продажи имущества предприятий-банкротов

Завтра вступают в силу новые правила продажи имущества несостоятельных предприятий
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - : №38 (771)
Читать на сайте RG.RU

Завтра вступают в силу новые правила продажи имущества предприятий-банкротов. Отныне все открытые торги имущества несостоятельных предприятий в обязательном порядке должны проводиться только через электронные аукционы. Это означает, что теперь каждый желающий сможет прикупить себе понравившееся имущество. Сегодня это сделать не так просто. Практика проведения "заказных" торгов выработала большой набор инструментов для контролируемого проведения данной процедуры в интересах отдельных участников. Например, намеренные ошибки при опубликовании сообщений о продаже имущества, такие как отсутствие времени проведения торгов или выбор отдаленных мест - имущество в Рязани, торги в Москве и т.д. Новые правила должны сделать систему торгов прозрачной и контролируемой. Вот только рынок у нас, как обычно, к новым технологиям оказался не готов.

Арбитражные управляющие просят власти установить переходный период, в течение которого проведение открытых торгов могло бы осуществляться как с использованием электронной формы, так и без нее. Операторы электронных площадок считают, что арбитражные управляющие пытаются саботировать введение электронных аукционов.

"Переход на электронные торги имуществом несостоятельных предприятий новшество, безусловно, необходимое, - говорит Максим Никулин, руководитель аппарата некоммерческого партнерства саморегулируемой организации арбитражных управляющих "Меркурий". - Было бы странно в век электронных технологий, когда и правительство и государственные учреждения переходят на более прогрессивную и быструю систему работы, вести дела по старинке".

Однако среди профессионалов рынка банкротств бытует мнение, что необходима отсрочка внедрения системы электронных торгов имуществом несостоятельных предприятий.

"Посудите сами, согласно приказу минэкономразвития электронная форма торгов должна начать действовать с середины октября. На конец сентября нет ни одной площадки, подтвердившей свое соответствие требованиям, предъявляемым к электронным торговым площадкам. Даже если в ближайшее время минэкономразвития подтвердит соответствие какой-либо площадки установленным требованиям, встанет ряд сложных вопросов, которые решить за несколько недель не получится", - уверен Максим Никулин.

Действительно, 30 сентября минэкономразвития, рассмотрев запросы операторов электронных площадок, отклонило все заявки. Однако сами операторы не видят в этом проблемы.

"Наша первая заявка была отклонена минэкономразвития по объективным причинам: были замечания, которые мы первоначально не учли, - пояснил Сергей Габестро, председатель совета директоров электронной торговой системы "Фабрикант.ру". - Критерии аккредитации площадок достаточно жесткие. Чиновники тщательно проверяют документацию и не мудрено, что участники рынка допустили ошибки и с первого раза не получили аккредитацию.

Однако при исправлении этих ошибок я думаю, что у участников рынка никаких проблем не будет. И даже, если 13 октября не будет аккредитовано достаточное количество площадок, то это произойдет в ближайшее время, поэтому не надо беспокоиться".

Региональные арбитражные управляющие отмечают, дело не только в площадках, сегодня во многих областях нет соответствующей технической базы, а закон не дает ответы на многие вопросы. Как рассказал "РБГ" Максим Шкарупин, арбитражный управляющий, введение электронных торгов по продаже имущества должника, конечно, сократит коррупционную составляющую банкротства. Однако любая новая процедура требует очень тонкой настройки. "Я как арбитражный управляющий должен буду поручать часть своих функций третьим лицам, которые не понятно, где находятся, и не известно, как сделают свою работу. Ответственность операторов электронных торгов не установлена. Не ясно, кто будет оплачивать их услуги. Кроме того, в регионах у большинства арбитражных управляющих нет необходимой технической базы для проведения электронных торгов", - отметил он.

Операторы с данными заявлениями не согласны.

"Никаких обязанностей арбитражных управляющих площадка собой не подменяет, - комментирует Александр Бойко, председатель совета директоров компании B2B-Center. - Это место публичных торгов и не более. Раньше арбитражный управляющий мог провести торги, например, на территории закрытого завода и любому желающему попасть на них было трудно. Даже если покупатель знал, где проходят торги, пропуск на него могли не заказать. Электронная площадка место доступное, любой может поучаствовать".

По мнению эксперта, для недобросовестных арбитражных управляющих минус электронных площадок, это не возможность проведения "заточенных торгов", когда имущество продается за копейки своим людям.

"Большинство арбитражных управляющих замечает, что неудобна прозрачность и конкуренция, - уточняет Сергей Габестро. - Как бороться с конкуренцией, они уже знают, а вот как бороться с прозрачностью и сбором информации в едином федеральном реестре, они пока не знают и опасаются. Здесь, на мой взгляд, не нужно беспокоиться - прозрачность никому еще не вредила и не мешала. Электронные площадки сами по себе являются понятным и доступным инструментом, к которому скоро арбитражные управляющие привыкнут и будут рады пользоваться. Это быстрый и эффективный способ реализации имущества".

Что касается информации о том, что регионы не готовы чисто технически к торгам через Интернет, по мнению эксперта, это просто саботаж и дело обстоит совсем не так. "Какой ты арбитражный управляющий, если у тебя нет компьютера или Интернета, ведь это твое оружие и средство производства. Не надо саботировать введение электронных торгов, это ни к чему не приведет, нужно спокойно осознать, что по-другому больше не будет никогда", - отметил Сергей Габестро.

Большинство арбитражных управляющих это понимают, отмечая, что против торгов ничего не имеют, просто необходим переходный период.

"Электронные торги - это целая система, подразумевающая отлаженное взаимодействие операторов электронных площадок, организаторов торгов, поставщиков электронных цифровых подписей и т.д. Отладить взаимодействие за столь короткий срок, по мнению экспертов, проблематично, а последствия могут повлечь к оспариванию результатов торгов", - пояснил Максим Никулин.

Поэтому, по мнению эксперта, представляется целесообразным установить переходный период, в течение которого следует дать возможность проведения как электронных торгов, так и торгов по старой форме. За переходный период, после появления соответствующих электронных площадок обучить и отладить взаимодействие всех участников торгов. "Данная идея была поддержана на прошедшем 29 сентября общем собрании членов Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, - рассказал Максим Никулин. - Было принято решение подготовить предложение о внесении в закон дополнительной поправки, предусматривающей установление переходного периода на срок до 9 месяцев, в течение которого проведение открытых торгов могло бы осуществляться как с использованием, так и без использования электронной формы проведения торгов".

Депутаты Госдумы решили поддержать арбитражных управляющих, уточнив ряд положений законодательства о несостоятельности, связанных с применением информационно-телекоммуникационных технологий в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве: проведением торгов по продаже имущества должника в электронной форме, а также с полномасштабным введением в действие Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФИР). Соответствующий законопроект внесен в парламент и готовится к рассмотрению.

Как пояснила Юлия Михалычева, генеральный директор юридического бюро "Падва и Эпштейн", основной смысл поправок, внести большую согласованность в порядок применения норм об информационных технологиях, используемых в ходе процедур банкротства. "Как сами требования об электронном документообороте при банкротстве, так и усилия по более слаженному их применению, не могут не оцениваться положительно, - говорит эксперт. - Очевидно, что их вступление в силу повысит оперативность работы с информацией о несостоятельности и общую информированность участников процессов банкротства. В свою очередь, это должно повлиять на сокращение сроков рассмотрения дел и даже некоторым образом - на саму эффективность процедур: порой их затянутость приводит к тому, что упускается время, в которое те или иные действия дали бы максимальный эффект".

При этом Юлия Михалычева отметила, что, разумеется, как и при внедрении любых других новых решений, в данном случае возможны трудности технического характера. "Насколько они окажутся существенными, на данный момент трудно сказать. Можно только надеяться, что комментируемый закон, а также другие издаваемые по данному вопросу акты как раз предотвратят хаос и неразбериху на рынке, которые, конечно, вполне вероятны в течение первого периода внедрения новых правил", - отметила эксперт.

Наша справка

Согласно законопроекту услуги оператора электронной площадки оплачивать за счет средств должника в размере фактических затрат. Предусматриваются функции регулирующего органа по: утверждению требований к обеспечению ответственности операторов электронных площадок; утверждению порядка проведения закрытых электронных торгов. При этом положения закона о несостоятельности, касающиеся проведения закрытых торгов в электронной форме, предлагается применять с 1 марта 2011 года.

Кроме того, в законопроекте предлагается предоставить полномочия регулирующему органу до введения в эксплуатацию Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФИР ) в полном объеме (1 июля 2011 г.) определять:

территорию (субъекты Российской Федерации), на которой у арбитражных управляющих возникает обязанность использовать ЕФИР для публикации сведений о банкротстве;

срок и этапы введения ЕФИР в эксплуатацию на всей территории Российской Федерации; стоимость размещения сведений в ЕФИР.

Бизнес